"Україна – країна – окраїна"
Намерение привлечь авторитет Льва Гумилева и его теорию этногенеза для истолкования сути происходящего в Украине, во всех отношениях крайне опрометчивая и во многом авантюрная затея.
Рассматриваемые Львом Гумилевым события глобальны, интересующий нас временной отрезок с 1991 года и особенно по настоящее – ничтожен. Но характеристики, данные им отдельным историческим этапам, не могут не обратить на себя внимание своей поразительной схожестью с украинским днем сегодняшним.
И будь мы индуистами, данный факт вряд ли вызвал бы наше удивление – для живущих в конце эпохи Кали-Юги (век раздора и зла) все процессы ускоряются многократно и потому не следует принимать прошлые сроки как неизменные.
За 18 лет украинской независимости страна переживала разные периоды, но настоящее просто пропитано ощущением своей инаковости. Конечно, если оценивать текущие события с традиционного окопа, можно и нужно констатировать наличие глубокого политического противостояния, усугубленного мировым экономическим кризисом.
Фактически разрушена система государственного управления, регионы находятся в режиме автономного выживания, центр слаб как никогда, массы раздражены и агрессивны.
Но с другой стороны – существуют высокоактивные политические группы, ведется жестокая борьба за власть, региональные элиты готовы к противостоянию центру, проводится избирательная кампания, ведется агрессивная внешняя политика, массы заряжены на социальный конфликт.
А вот этот кризис-набор очень гармонично вписывается в гумилевское определение состояния пассионарного перегрева. Суть этого явления практически любой украинец в состоянии раскрыть самостоятельно, без какой-либо специальной подготовки, в силу своей ежедневной сопричастности к этому процессу – безжалостная и бескомпромиссная схватка за власть.
Пассионарии (люди, обладающие избытком биохимической энергии) перестают удовлетворяться занимаемым ими положением и существующим порядком вещей, им становится тесно в рамках "малых форм".
Отец этногенеза следующим образом пояснял смысл своей идеи – "какой-нибудь дружинник-копьеносец, оруженосец, хочет уже быть не только оруженосцем или копьеносцем своего графа или герцога, но еще Ромуальдом или каким-нибудь Ангерраном".
Что это значит в украинских реалиях? Практически то же самое. Историк отмечает, что в фазе пассионарного перегрева "люди стремятся ничему не подчинятся, не нацелены на создание единства, когда идеалом стал не человек, выполняющий долг, а человек, занявший первое место и получивший власть над соперниками и обстоятельствами".
Разве нам это не походит? Власть и самоутверждение становится квинтэссенцией действий и поступков.
Понимая всю несоизмеримость макроисторических процессов, изучаемых Гумилевым и микрособытий, нервирующих современников, то есть нас с вами, предлагается ввести определение – локального пассионарного всплеска.
Это поможет нам дать какое-никакое наукообразное объяснение происходящих событий и надеяться, что выдвинутое предположение в силу своей лженаучности не предполагает наступления следующего этапа под красноречивым названием "фаза надлома".
Возможно, наблюдаемая сегодня лихая рубка – всего лишь следствие спонтанного энергетического выброса, накопленного заряда. Фактически на протяжении столетий тело украинского этноса подобно аккумуляторной батарее живило чужие системы, надсистемы, а часто и просто открытый космос.
Ведь как ярко вспыхивали наши звезды на чужих небосводах, будучи "поэтами чужой славы, актерами соседней сцены". Образно говоря, в 1991 году цепь питания замкнуло, так сказать, для обслуживания внутренних потребностей, и вот спустя время стрелка оказалась в аварийном красном делении.
Дальше теория гласит, что в обществе восстанавливается видимое равновесие только после того, как система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность. Методы локализации этих энергетических излишков носят настолько нецивилизованный характер, что не хотелось бы на этом останавливаться – возлагаем надежду на традиционную украинскую миролюбивость.
В целом, пытаясь прогнозировать дальнейший ход нашей истории, выберем наиболее оптимистический вариант, когда следствием очередного пассионарного всплеска станет толчок к новому этапу этнического развития – по крайне мере, такой вариант Гумилев точно не исключал.
Андрей Демартино, для УП