Доверие на нуле. Что делать?
Главным лекарством в борьбе с кризисом является Доверие.
К сожалению, в нашей стране уровень доверия с каждым днем все больше и больше стремится к нулю – чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на рейтинги поддержки основных институтов власти, или на курс национальной валюты.
В макроэкономике есть такое понятие, как "человек экономический", который поступает разумным способом в конкретной экономической ситуации.
Так вот, в нашей стране образовалась удивительная диспропорция – экономически разумным большинством управляет, в основном, бездарное меньшинство.
Коррупция, при неработающих законах, иногда – единственный способ решения проблем. Не пытаясь ее оправдать как явление, мы можем признаться сами себе, что взятки стали привычным явлением на всех уровнях, вплоть до бытового – в ГАИ, в ЖЕКах, в школах, в больницах...
Но коррупция высших органов власти в период кризиса – это уже не просто коррупция, это мародерство, причем в собственном тылу. Тем не менее, эти самые органы такое обвинение, похоже, не пугает, и желание нажиться в период кризиса меньше не становится.
Отсюда можно сделать первый вывод - чем меньше государство будет бороться с кризисом путем вливаний в предприятия и банки, тем меньше будет украдено денег, и тем здоровее мы получим экономику по окончанию кризиса.
Год назад, будучи депутатом Киеврады, на встрече с одним из высших руководителей городской администрации, я наивно предложил подготовить концепцию совместного развития Киева и Киевской области (так как они сегодня как Нигерия и Монголия – развиваются, не догадываясь о существовании друг друга).
В ответ услышал, что главным стратегическим инструментом у нас должна быть… пила! (Кстати, для Киева кризис во многом стал спасением – если бы были реализованы все те космические планы по "развитию" города, то столица превратилась бы в сплошной бизнес-развлекательный центр, со стоящим транспортом в потоке прорванных канализаций).
Когда "пилить" стало практически нечего, быстро перешли к "откусыванию" – через рефинансирование и спекуляцию на валютных рынках. Есть подозрение, что с такими темпами развития кризиса скоро и кусать будет нечего.
Стране сейчас, как никогда необходима стратегия. Бюджетная политика должна быть проработана и определена как минимум до 2012 года.
Безусловно, ее необходимо будет корректировать, исходя из актуальных показателей, но основные долгосрочные стратегические направления должны быть четко определены.
Для прозрачности бюджетного планирования необходимо выделить три основных раздела расходов –
Гуманизация (социальные расходы),
Инфраструктура (финансирование конкретных проектов) и
Содержание власти.
Закрытость и сложность существовавших до сих пор бюджетов содействовали коррупции и невозможности планирования бизнес-процессов.
Второй вывод – Необходимо трехлетнее бюджетное планирование, открытость в бюджетной отчетности и объявление стратегических направлений развития.
Ситуация с валютными кредитами граждан и вправду катастрофическая. В ее возникновении виноваты, в первую очередь, три стороны.
Во-первых, банки, которые не оценили риски изменения курса и не учли, что граждане получают доходы в гривне.
Во-вторых, Нацбанк, дававший безответственные прогнозы о "крепкой" гривне и ее стремлении чуть ли не к курсу 2,5 гривни за доллар.
И, в-третьих, сами граждане, которые позарились на более низкие процентные ставки по валютным кредитам.
Сегодня парламент, при безучастной позиции которого была допущена подобная ситуация, должен немедленно принять закон, позволяющий зафиксировать курс по взятым кредитам за счет продажи части валютных резервов для конвертации валютных кредитов в гривневые.
Глава НБУ объявил, что стабилизировать курс возможно, только если в экономику вернутся 8 миллиардов долларов, которое население забрало из банков. Но что для этого сделано?!
Все последние действия вышеуказанного органа направлены исключительно на достижение противоположного эффекта.
Неудивительно, что граждане продолжают хранить деньги дома, рискуя быть ограбленными. И милиция, пытаясь публично предупредить население об этом риске, только подсказывает преступникам направление действий.
В такой ситуации самое время объявить государственный облигационный займ на 3-5 лет, как в долларах так и в гривне (возможно даже с фиксацией курса).
Именные облигации либо депозитные сертификаты, гарантированные Кабинетом Министров или Нацбанком, станут более приемлемым способом хранения средств граждан, утративших доверие в банки.
Конечно же, для успеха такого мероприятия нужна активная разъяснительная информационная кампания.
Перефразируя великого писателя, можно сказать, что кризис прежде всего в головах. Мысль материальна, и активно размышляя о кризисе и его сокрушительных последствиях, мы делаем их еще более сокрушительными.
Понятно, что сложно сконцентрироваться на чем-то другом, когда не складывается семейный бюджет и все СМИ посвящают теме "ужасных" последствий кризиса основное внимание.
Однако, позитивное мышление, фокусировка на конструктивных действиях, забота о здоровье, детях, родителях, духовное развитие, повышение собственного профессионализма, изучение языков – единственный способ противодействовать развитию кризиса на самом опасном уровне – уровне подсознания.
Кроме вышесказанного, существует еще ряд очевидных, на мой взгляд, мер, которые будут полезны в преодолении кризиса.
Во-первых, не стоит пытаться спасать все 150 украинских банков, тем более с помощью рефинансирования или выкупа их дополнительной эмиссии. Это попросту невозможно.
Необходимо определить системообразующие для экономики банки, сохранность вкладов в которых будет гарантирована. При этом, такие банки должны согласиться на более жесткий мониторинг своей деятельности со стороны государственных регулирующих органов.
Во-вторых, правительству целесообразно в ближайшее время утвердить миссии государственных банков, в которых четко сформулировать политику их капитализации и приоритетные направления кредитования – как межбанковского, так и потребительского (в первую очередь – для покупки отечественных товаров), а также ипотеки, кредитования государственных монополий и т.д.
Открытость политики государственных банков станет мощным стабилизационным фактором экономики.
В-третьих, необходимо разработать программу деурбанизации – назовем ее, к примеру, "Возвращение к истокам". Предложить каждому желающему (в особенности тем, кто остался без работы) взять в долгосрочную аренду 0,5 – 1 га земли для сельхоз работ.
С целью создания необходимого земельного фонда нужно срочно провести инвентаризацию земель Академии Наук, Аграрной Академии и Министерства обороны, у которых только в Киевской области в распоряжении более сотни тысяч гектар неиспользуемых земель.
В-четвертых, эффективным шагом со стороны государства стало бы освобождение от налогов денежных потоков, которые направляются на капитальные инвестиции и создание новых рабочих мест.
Кроме этого, целесообразно исходя из существующих возможностей, выделять предприятиям в виде "бонусов" средства за сохранение рабочих мест и за создание новых, открыто освещая этот процесс в СМИ.
Александр Морозов