В канун Нового года депутаты так спешат "сообразить на троих", что уже в глазах двоится

Сергій Ківалов, для УП — Вівторок, 16 грудня 2008, 11:59

Предложение некоторых народных депутатов от НУНС, БЮТ и Блока Литвина удалить в регламенте требование об обязательном включении в коалиционное соглашение списка депутатов с их личными подписями, выглядит как удачная шутка, очевидно, призванная разрядить несколько напряженную ситуацию в парламенте.

При этом, решение якобы необходимо, во исполнение Конституции и регламента.

В самом деле, как можно серьезно предлагать такие вещи, когда и Конституция, и Конституционный Суд говорят прямо противоположное?

Цитирую часть шестую статьи 83 Конституции: "В Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины".

Таким образом, именно коалиция фракций, в состав которой (то есть, в состав коалиции) входит большинство народных депутатов, а не коалиция фракций, в состав которых (то есть, в состав фракций) входит большинство народных депутатов.

Выходит, у инициаторов поправки двоится в глазах: вместо коалиции, упомянутой Конституцией в единственном числе, им уже чудятся депутатские фракции во множественном числе.

В свою очередь, Конституционный Суд свое решение от 17 сентября 2008 года по единственному рассмотренному им делу о коалиции депутатских фракций в Верховной Раде обосновал ссылкой на вышеуказанное требование части шестой статьи 83 Конституции, и при этом указал, что, цитирую: "Требование относительно совокупной численности народных депутатов Украины, которые в составе депутатских фракций формируют коалицию депутатских фракций, касается как момента формирования коалиции, так и всего периода ее деятельности".

То есть, количество депутатов, лично проголосовавших "ЗА" создание коалиции, и скрепивших подписями документ о ее создании, и в течение всего периода деятельности коалиции не отозвавших свои подписи, должно составлять не меньше 226.

А как иначе обеспечить реализацию этих требований, как ни путем подписания Коалиционного соглашения, или его неотъемлемой части, каждым из народных депутатов – членов соответствующих фракций, проголосовавших "ЗА" ее создание?

В любом другом случае, получится, что в состав парламентского большинства войдут только те несколько народных депутатов (в нашем случае – трое), которые подписали Коалиционное Соглашение в качестве лидеров депутатских фракций.

Но раз так, то, с одной стороны, все другие народные депутаты тоже могут захотеть "сообразить на троих", и тогда в парламенте может появиться и 150 коалиций.

C другой стороны, теоретически, одну единственную коалицию смогут создать своим решением 114 народных депутатов в составе двух фракций, вместе насчитывающих 226 депутатов, причем 336 народных депутатов (конституционное большинство) при этом окажутся в оппозиции.

Такая "коалиция" не сможет самостоятельно проголосовать ни один вопрос (даже процедурный), или обеспечить элементарный порядок в сессионном зале, инициировав отстранение председательствующего или выдворение из зала депутатов, грубо нарушающих регламент.

В обоих этих случаях Украина действительно привлечет значительное количество иностранных туристов: они приедут, просто чтобы посмотреть на это чудо: множественность коалиций или одно "парламентское большинство-меньшинство".

Кстати, если такие изменения все-таки будут внесены, Конституционный Суд получит возможность в третий раз в течение календарного года признать неконституционным и отменить регламент Верховной Рады.

Что он уже благополучно делал 1 апреля и 17 сентября 2008 года, ссылаясь на то, что регламент должен утверждаться законом, а не постановлением Верховной Рады.

В этом случае уже никакая коалиция не сможет быть легитимной: согласно части девятой статьи 83 Конституции, именно регламентом парламенту определяется порядок формирования, организации и деятельности коалиции депутатских фракций.

По-моему, несуразность предложенных изменений очевидна.

 

Сергей Кивалов, председатель комитета Верховной Рады по вопросам правосудия, народный депутат