Тінь "ширки"

Василь Стоякін, для УП — Вівторок, 18 листопада 2008, 13:39

Голосование за отставку председателя ВР Арсения Яценюка 12 ноября обозначило новую расстановку сил в парламенте – за это решение отдали свои голоса ПР, БЛ, КПУ и представители "Единого центра".

Представители БЮТ, отстаивавшие Яценюка (он им был дорог, как память, о почившей "коалиции демократических сил"), тут же заявили, что речь идет о формировании новой коалиции президента и ПР.

Попытаемся разобраться, так ли это, и если да, то, что за коалиция в результате создается.

Есть ли коалиция?

Первое впечатление было именно таким, как будто сам президент не имеет отношения в отставке Яценюка. В конце-концов фракция НУНС (включая пропрезидентскую часть) в голосовании не участвовала, а действия ЕЦ можно было бы объяснить самодеятельностью полуотставленного Балоги.

Да и Янукович говорил, что Ющенко несколько раз звонил ему из Польши. Однако сам президент наболтал достаточно, чтобы предположить обратное.

12 ноября Ющенко сообщил, что предлагал Яценюку ставить на голосование законы о судоустройстве и о выборах, поскольку ПР имела к нему претензии "если не будут ставиться вопросы, по которым большинство договорилось, мы не понимаем процедуру ведения парламента (курсив – автора).

Следует ли это понимать как то, что ПР уже имела какое-то "большинство" и для президента это – не новость?

А еще до этого, в интервью "Rzeczpospolita", Ющенко назвал причиной кризиса попытку БЮТ создать коалицию с ПР с тем, что изменить стратегическую цель интеграции Украины в ЕС в пользу более активного сотрудничества с Россией.

При этом, президент не считает ПР исключительно пророссийской и настроенной против интеграции Украины в ЕС... Если ПР – проевропейская партия, получается, БЮТ менее проевропейская блок?

13 ноября Виктор Янукович предупредил, что ПР сделает "последнюю попытку сейчас в Верховной Раде избрать главу и, возможно, на этом вопросе нам удастся объединить большинство". В общем – "мы не боимся ответственности. (…) Неужто мы должны смотреть на этот бардак? Молчать? Мы будем действовать".

Таким образом, большинство есть, но оно ненадежное и его надо еще объединить вокруг кандидатуры спикера…

Да и раньше ПР молча смотрела и валяла дурака, а сейчас вдруг активизировалась. Почему?

А чего стоит дискуссия между Василием Грицаком и Анной Герман относительно того, запрещала ли она критиковать Грицаку президента на радио "Эра"?

В общем, уже и этих оговорок достаточно, чтобы сделать вывод, что в ВР, не без участия президента, было создано большинство. Назвать его ситуативным язык не поворачивается – ведь ежу понятно, что, сказав "а" (отставив Яценюка), надо будет сказать и "б" (избрать нового председателя ВР и задуматься над судьбой правительства).

Что же касается оправданий президента, то они не выглядят достаточно основательными.

Во-первых, еще со времен работы Ющенко в НБУ известно, что он старается отсутствовать в момент исполнения важных решений.

Во-вторых, не секрет, что управляемость даже пропрезидентской части НУНС оставляет желать много лучшего. Политика президента в отношении "Нашей Украины" состояла в том, чтобы выбить из нее способность осознавать себя отдельно от президента.

В-третьих, заявление Януковича о звонках Ющенко следует воспринимать как дискуссию с бютовцами – вы, дескать, говорите, а не знаете… А может и как операцию прикрытия (рассчитанную, впрочем, скорее на избирателей ПР).

Из кого коалиция?

Под "коалицией" в данном случае понимается не обусловленное Конституцией образование, а парламентское большинство, способное, как минимум, избрать нового председателя ВР.

Такая "коалиция" обязательно будет иметь общую программу, по крайней мере, – минимальный перечень решений, которые надо принять.

Практически невозможно себе представить формат большинства, в котором принимали бы участие одновременно КПУ и НУНС, хотя, теоретически, могут быть решения, за которые они бы голосовали вместе.

Пока намечается только одно большинство без участия БЮТ: ПР (175 депутатов), БЛ (20) и часть НУНС (37). Это большинство могло бы провести на пост председателя ВР Литвина.

Проблема, однако, в том, что НУНС Литвина не хочет. По словам Романа Зварыча, "время от времени мы ведем переговоры (с блоком Литвина ). Но как только даем понять, что не заинтересованы отдавать им должность спикера, они выходят из переговоров. Так что делайте выводы сами".

Между тем, блок Литвина ни за какую другую кандидатуру голосовать не будет, поскольку "стране нужен Литвин".

Тем не менее, если СП преуспеет в выкручивании рук Кириленко и Зварыча, такой формат коалиции позволит избрать председателя ВР и отправить в отставку правительство. С формированием же нового правительства возникнет заминка.

Коалиция самообмана

Собственно говоря, после отставки Тимошенко нужно будет обеспечить какую-то стабильность исполнительной власти до внеочередных выборов. То, что они неминуемо будут, говорят представители и СП (Кислинский), и НУНС (Зварыч), и ЕЦ (Криль).

Так что создавать реальную коалицию, которая бы взяла на себя ответственность за состояние дел в стране, не имеет смысла.

То ли дело – создать временное объединение, ответственное только за проведение выборов в феврале-марте.

Впрочем, все участники этой коалиции сами себя обманывают.

Ющенко считает, что ПР будет, в конце-концов, "хорошей" партией, с которой он всегда сможет договориться.

Между тем, во-первых, с самим Ющенко не может договориться даже ПР, при всей гибкости позвоночника некоторых ее деятелей.

Во-вторых, Янукович ничем принципиально не отличается от Ющенко и Тимошенко – он тоже хочет получить всю власть.

И рассчитывать, что он легко согласится на почетное поражение от Ющенко на президентских выборах, по меньшей мере, неосмотрительно.

Янукович считает, что на досрочных выборах он сможет сформировать значительно более приемлемую коалицию, чем "широкая" (в составе ПР, БЛ и КПУ) и стать премьером, не будучи обязанным Ющенко.

А это – сильная позиция для участия в президентских выборах.

Во-первых, не факт, что ПР с союзниками так уж однозначно получит большинство в новой Раде – уж очень интенсивно партия отпихивает от себя свой базовый электорат. И не верится, что новое правительство сможет в условиях кризиса показать достаточно убедительный для избирателей результат.

Во-вторых, президент не согласится на премьерство Януковича – он не хочет повторения 2006-2007 годов. Разве что последний представит доказательства отсутствия у него политических амбиций – например, привезет из России газ по $400 за тысячу кубометров.

Литвин считает, что он нужен стране.

Стране он может и нужен, а вот в парламенте он нужен только для того, чтобы несколько месяцев посидеть в спикерском месте. Это даст ему возможность пройти в следующий парламент, но уж там он будет иметь какие-то шансы только в случае, если Янукович станет премьером.

На что рассчитывают Кириленко и Балога, честно говоря, представить сложно. Но, априори, можно полагать, что их расчеты неверны.

И все эти политики заблуждаются, когда считают, что у украинского государства неограниченный ресурс прочности, и оно сможет выдержать сознательное разрушение системы власти и политиканские игрища в условиях тяжелейшего экономического кризиса.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП