По кому дзвенять друзки дзеркала
…Часто мы начинаем сознавать, что определенный процесс в общем случае не происходит, когда некоторое исключение показывает нам, что получается, если он происходит.
Конрад Лоренц, "Оборотная сторона зеркала"
Уже, пожалуй, все отметили, что неспешно разворачивающийся разгон Верховной Рады в целом развивается параллельно аналогичному действу прошлого года, отражая его, как хорошее зеркало. И это на самом деле - очень глубокое отражение.
Напомним, что уже с октября 2006 года президента убеждали распустить тогдашнюю Раду V созыва со всей ее антикризисной коалицией, "зрадником" Морозом и премьером Януковичем.
Ющенко колебался и не решался. Но 12 января 2007 года состоялось скандальное голосование БЮТ с "антикризами" по преодолению президентского вето на закон о Кабмине – как раз перераспределявший власть от президента. Это было воспринято Виктором Андреевичем как циничное нарушение Януковичем худо-бедно поддерживавшегося статус-кво.
Сам Янукович поначалу не понял, что стал жертвой элементарной "разводки". Новообретенных полномочий он так и не увидел, но историческое голосование запустило механизм роспуска Рады.
Так, может, договариваясь с Тимошенко о совместном голосовании 2 сентября, Виктор Федорович готовил свой реванш?
Есть два серьезных замечания к предположению, что 2 сентября было спланированной "ответкой" за прошлогодний "кидок".
Во-первых, не в стиле Януковича и ПР играть в такие тонкие и сложные многоходовые игры. И, во-вторых, трудно поверить, чтобы Юлия Владимировна "повелась" на такую "разводку" - не просто тупую, но еще и выполненную по её же собственной кальке.
Да и сюжет в целом развивается по нескольку иному сценарию. Тимошенко, имея позиции, юридически намного более слабые, чем Янукович в 2007 году, ведет себя не в пример уверенней.
Так ведь еще в июне, наблюдая, как регионалы ноют в парламенте - "У нас в прошлом году целых 260 депутатов было, но мы же согласились на выборы! А у вас и 226 нет, и вы не соглашаетесь распуститься!", - какой-то умный репортер писал: "Правильно. Смотрите и учитесь — как борются за власть профессионалы. Те, для кого власть — это всё. Не только способ стащить энное количество сотен миллионов, но — всё: цель суть и смысл…"
Кстати, о профессионализме…
А если предположить, что в разговоре премьер-министра с гражданином Януковичем, предшествовавшем голосованию 2 сентября, вождь оппозиции только воображал, что "разводит" лоха? А настоящим "разводящим" снова была Юлия Владимировна? Пожалуй, в таком виде гипотеза начинает выглядеть почти убедительно.
В этом-то и заключается маразм нынешней ситуации. Дело не только в том, что политики "разводят", предают, интригуют и врут. А в том, что сейчас это вранье, "разводки", предательства и интриги переплелись самым противоестественным образом.
Сейчас даже сами участники игрищ не знают точно, где – коварный план, где – просто глупость, где - ошибка (в том числе и в коварном плане), а где – план настолько коварный и расчетливый, что учитывает даже имитацию ошибки.
Кстати, в рамках предлагаемой версии легко ответить на вопрос, терзавший особо впечатлительных политологов: почему БЮТ провалил голосование по преодолению президентского вето на законы, принятые 2 сентября?
Да потому, что Тимошенко никогда на самом деле не считала, что президентские полномочия необходимо урезать!
И вряд ли она убеждена, что так уж чрезмерны были "дореформенные" прерогативы, которыми недемократично злоупотреблял Кучма - при условии, что всеми этими полномочиями будет пользоваться она сама.
Почему считается, что Юлия Тимошенко заинтересована в НЕ ПРОВЕДЕНИИ досрочных выборов?
В чем она заинтересована на самом деле – так это, во-первых, в том, чтобы на ее рейтингах не сказалось раздражение избирателей, которых в очередной раз потащили волеизъявляться.
Ну, так теперь оно точно скажется на ком-нибудь другом, кого ей совершенно не жалко. А она – наоборот, - вся в белом, на страже народной копейки. Стоит, и будет стоять. Еще какое-то время.
Во-вторых, Тимошенко категорически не заинтересована в том, чтобы выборы пошли по тому сценарию и в те сроки, которые назначил Ющенко. Отчасти потому, что голосование "под оливье" действительно облегчит президентской "вертикали" проведение фальсификаций.
Но еще больше – потому, что в Новогодние и Рождественские недели очень велик риск СРЫВА выборов – это оставляет Ющенко единственным легитимным носителем власти и создаст для Юлии Владимировны крайне дискомфортную ситуацию.
Это действительно проблема. И она решается прямо сейчас. Всем уже понятно, что выборы или не состоятся, или пройдут на условиях госпожи премьер-министра.
При этом попутно происходит урегулирование еще одной важной для Тимошенко коллизии. Все так нервничали: разберутся ли избиратели " почему Юля сдалась Януковичу?" Теперь такой вопрос ни у кого даже не возникнет.
Янукович ежедневно сражается за президентский указ о роспуске, и выпуски новостей, как по заказу, зримо подтверждают, наконец, ту "фишку", которую БЮТ пронес через две избирательных кампании: " Ющенко сам хочет сдаться "януковичам".
В-третьих, для Юлии Тимошенко крайне важно до последней возможности, в идеале – до самых выборов, когда бы они ни состоялись, сохранять за собой премьерский пост.
Разговоры о том, как она рвется из этой клетки – несерьезны или крайне наивны, разве что кто-то надеется такими камланиями побудить Юлию Владимировну добровольно покинуть кабинет на Грушевского.
Она прекрасно сознает все значение этой стратегической высоты, и ее не пугает аргументация на уровне – но она же не хочет нести ответственность за распад экономики, за инфляцию, за рост цен!
Не хочет. И не несет. В частности, очень способствуют перераспределению ответственности (по крайней мере, в общественном сознании) как раз разговоры о том, как злые дяди СПЕЦИАЛЬНО удерживают бедную девочку на тяжелом премьерском посту, чтобы СВАЛИТЬ на ее хрупкие плечики все провалы – в экономике, промышленности, финансах etc.
Теперь вернемся к ключевому вопросу. Тимошенко вовсе не настолько, как считается, удручают досрочные выборы, но нужны ли они ей? По всей видимости – да. Очень. И есть серьезные основания полагать, что она начала к ним готовиться еще весной.
Стартом стало апрельское заявление "Фракція Блоку Юлії Тимошенко вимагає від президента України припинити АНТИУКРАЇНСЬКУ діяльність".
Пункты заявления были в чем-то совершенно справедливы, в чем-то – наоборот, но все они были жесточайшими по тону. Манифест трубным гласом звал на битву с врагами нации и государства и задавал тон множеству шокирующих публикаций, выступлениям и заявлениям функционеров, депутатов и симпатиков БЮТ, и на этом фоне крайне разноречиво - то угрожающе, то загадочно - звучали высказывания самой Юлии Владимировны.
Тайфун гневных заявлений, компромата и черного пиара был меж тем отнюдь не случаен.
С одной стороны, правительство и, особенно, госпожу премьера до печеночных колик достал президент, граничащие с издевательством "доручення" его секретариата и т.д. С другой стороны, социологические опросы сигнализировали о еще не критичном, но уже заметном падении рейтинга Тимошенко. Со всем этим надо было что-то делать.
На конец мая были назначены (опять же, досрочно) выборы в Киеве, на которых, как ожидалось, БЮТ получит полный контроль над столицей. После этого можно было бы, как минимум, ставить Ющенко условия. Казалось, Блок Тимошенко готов ко всему. В том числе - с учетом массированной апрельской артподготовки - обрушить парламент и шагать на выборы.
Но Киев тимошенковцы умудрились проиграть. А в начале лета социология зафиксировала дальнейшее падение рейтинга премьера. Началась черная полоса.
Но вот Юлии Владимировне по-настоящему повезло. Её здорово выручили регионалы. Они выбрали уникальный способ борьбы за отставку правительства – перекупить парочку коалиционных перебежчиков, а потом сидеть в Раде и не голосовать – ожидая, когда Тимошенко признает, что у нее нет большинства, и уйдет в рыданиях.
Столь специфический modus operandi позволил снять остроту поражения и дал возможность затянуть ситуацию до парламентских каникул – психологически это воспринималось уже почти как победа.
Тем не менее, было ясно, что с осени все начнется снова. Конкретно Юлии Тимошенко ничего хорошего ждать не приходилось, поскольку никаких реальных достижений не было – одни виртуальные, вроде "победы над инфляцией" или "возвращения народу сбережений Сбербанка.
Какое-то время ситуация могла сглаживаться за счет сезонного подъема, но ближе к ноябрю трудящиеся непременно начали бы щупать батареи, спрашивали бы в сберкассах: где же обещанное "нашей кицей" возвращение вкладов? А цены?!
Выборы – не как панацея, но как единственно возможный паллиатив – становились просто-таки насущной необходимостью. Разумеется, при условии учета вышеназванных оговорок.
С другой стороны – регионалы. Это ж далеко не самые бедные в стране люди. И каждый день пребывания Тимошенко у власти они теряли и продолжают терять деньги. Но даже им уже было ясно, что тот метод, которым они пытались избавиться от этой напасти летом, себя не оправдал…
Разнообразные планы различной степени коварства и сложности интенсивно разрабатывались во всех штабах.
В конце августа "скромный гражданин" Янукович явился к премьеру.
А потом состоялось голосование 2 сентября.
А потом все остальное.
Янукович бьется сейчас за реализацию президентского указа о роспуске, вытаптывая надежды президентского блока на сколь нибудь приличный результат. Если выборы начнутся "на самом деле" - Виктор Федорович, похоже, решит, что это его победа.
Но избирательный триумф по итогам этой победы - под большим вопросом. Дело даже не в "расколе" Партии регионов. Хотя раскол – это проблема, но видимость единства предварительно вычищенных рядов Янукович и Ахметов, скорей всего, обеспечат.
Есть и другие факторы.
Во-первых, судя по итогам прошлогодних досрочных выборов, народ в их вотчине почувствовал вкус голосования "не как было велено". И, во-вторых, в прошлую кампанию БЮТ уже показал там очень неплохие результаты.
Впрочем, для регионалов ситуация еще вполне "игровая". Кто уже проиграл на старте – так это Ющенко. Причем трудно сказать, что выглядит жальче и нелепей – сомнительные цели или неконституционные средства. Беспрецедентный роспуск Киевского окружного административного суда вообще выходит за пределы представимого.
Как говорил Талейран – это хуже, чем преступление, это – ошибка.
Сознают ли президентском секретариате, что Ющенко теперь не принесет особой пользы даже назначение вместо Тимошенко своего ВРИО премьера – Еханурова или, тем более, Балоги. Такое назначение теперь будет однозначно интерпретировано как ставка на фальсификацию, и приведет к прямо обратным результатам.
Но самая сложная ситуация – даже не у Ющенко, а у "Народной Самообороны" Луценко. Невозможно серьезно относиться к заверениям Юрия Витальевича, что, согласно опросам, его детище уверенно набирает 3% голосов.
Приличные рейтинги "НС" зимой-весной прошлого года определялись высоким уровнем популярности "Терминатора" в нескольких базовых регионах. В частности, в Киеве, где замеры давали ему 17-20% поддержки. Однако майские выборы показали, что от былых восторгов осталось чуть более 2%.
Феномен столь сокрушительного падения, несомненно, нуждается в серьезном самостоятельном исследовании. Пока же отметим: нет никаких оснований полагать, что потери в базовых регионах где-то компенсировались, и, следовательно, самостоятельное прохождение группы Луценко крайне маловероятно.
Очевидно, это сознает и сам министр, судя по тому, сколько усердья и старанья он прилагает, демонстрируя свою полезность для БЮТ – от призыва "всем демократам" сплотиться вокруг Тимошенко - до множества мелких услуг силами подведомственного ему МВД.
Однако объединение на условиях, приемлемых для Юрия Витальевича, может оказаться затруднительным, особенно если помнить, что еще совсем недавно он числился самым опасным конкурентом Юлии Владимировны.
Юлия Владимировна - помнит. Да "Терминатор" и сам забыть не дает.
Вот говорит зачем-то: "Является ли Тимошенко "ангелом"? Нет - не является". Мало, что обидел девушку, так еще и слова подобрал те самые, с которым Павел Иванович Лазаренко вышел к журналистам, когда случайно оказался в Киеве - проездом из швейцарского суда в Сан-францисское узилище.
Валерий Зайцев, "Новые Грани", специально для "УП"