"Нескінченний глухий кут", біг на місці або в лабіринті української коаліційщини
Последние неделя, дни и часы кризиса показывают, что политики сегодня очутились в "бесконечном тупике", из которого ни один из игроков не может найти выход.
Ни одна из коалиционных комбинаций по разным причинам – арифметическим, электоральным, политическим - не складывается, не лепится, не компонируется.
Кроме этого, потенциал выстрелившей совместными голосованиями коалиции БЮТ-ПР постепенно снижается, поскольку необходимость установить формальную связь с вынужденным партнером по коалиции блокируется латентными страхами перед возможными имиджевыми и электоральными потерями.
Потому на вопрос о том, будет ли сформирована коалиция в украинском парламенте, сегодня не могут ответить прежде всего авторы и главные герои сюжета о перекоалиционировании.
Возможные сценарии развития ситуации мы попытаемся рассмотреть с позиций самих активных игроков.
Наиболее реальным и прогнозируемым на сегодня вариантом коалиции является фракционный союз Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов.
Если говорить о коалиции с формальной и правовой позиции, то легитимной будет не только и не столько законодательная коалиция или ситуативная коалиция под законы, сколько конституционная коалиция.
Такая коалиция является конституционной нормой и требует юридического оформления, распределения должностей на уровне парламента и на уровнях обмена.
И именно такая "узаконенная" коалиция требует договоренностей по общей политической платформе деятельности союза, о распределении коалиционных портфелей между БЮТ и Партией регионов в новом правительстве, об избрании на место подавшего в отставку главы Верховной Рады Яценюка нового спикера.
В связи с этим возникает достаточно серьезный вопрос - прежде всего для Блока Юлии Тимошенко и не в последнюю очередь для Партии регионов: как и чем прохеджировать электоральные и политические риски от такого союза?
И второе - даст ли такой союз стабильность в парламенте, в политической системе? Отдельный вопрос для ПР – выведет ли он Януковича в фавориты в президентской кампании 2009-2010 годов?
Для Тимошенко в складывающейся ситуации важно сохранить пост премьер-министра и выйти на президентский предвыборный год с бонусом премьера - соединив в своей избирательной президентской кампании электоральный и административный ресурс, ресурс элит и собственно премьерский ресурс.
Статусная позиция премьера пролонгирует возможность заниматься активной социальной политикой, повышать зарплаты, пенсии, вносить изменения в трудовые отношения, бороться с бедностью.
Это очень электорально привлекательные и пиарноемкие темы. Ими Тимошенко может заполнять электоральные закрома, используя по максимуму свои способности в медиа-политике. Как известно, эффективная медиа-репрезентация своих политических решений – один из главных коньков лидера БЮТ.
Одновременно БЮТ и Тимошенко могут понести определенные издержки. Есть риск, что пойдя на официальный, юридически оформленный, полноценный союз с Партией регионов, Юлия Тимошенко может потерять западно-украинский электорат, при этом сохранив премьерство, но не получив необходимый электоральный запас на президентские выборы 2009 года.
Сейчас электорат Западной Украины или в целом оранжевый электорат находится в ситуации глубокого раздумья.
С одной стороны, есть понимание того, что Тимошенко не тот кандидат, за которого необходимо голосовать электорату патриотически-пассионарного типа. Но с другой, переориентироваться пока массовый электорат Западной Украины не готов.
Если Тимошенко подпишет коалиционный договор с Партией регионов и пойдет на полноценный союз в коалиционное правительство, то изменения в поддержке электората Западной Украины могут приобрести массовый характер и будут достаточно неблагоприятны для Юлии Тимошенко.
Отсюда у БЮТ такая интригующая тактика – "бег на месте". БЮТ не подписывает никакого коалиционного договора, "борется" за сохранение так называемой демократической коалиции и в то же время голосует за законопроекты, которые устраивают Партию регионов. Одновременно она продолжает использовать премьерский бонус и премьерские статусные позиции в политике, привлекая на свою сторону колеблющиеся элитные и электоральные слои.
Поскольку ситуация может затянуться при таком бескоалиционном варианте, то, что будет с правительством? Ведь "Наша Украина" на последнем политсовете приняла решение не отзывать своих министров из правительства.
То есть министры из "Нашей Украины – Народной самообороны" продолжают свою деятельность как полноценные министры в коалиционном правительстве Юлии Тимошенко.
Возникает логичный вопрос – устраивает ли это Партию регионов, устраивает ли это другие политические силы?
Коалиционное правительство остается старым. Новой, официально, юридически оформленной коалиции нет ни в "демократически-оранжевом" варианте, ни в варианте "БЮТ и Партия регионов", ни в каком-либо другом.
Реально есть только ситуативная, неформальная, голосующая коалиция Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. При этом в этом варианте Партия регионов остается без бонусов, поскольку вряд ли единственным и всеобъемлющим, решающим результатом для Партии регионов в этом случае выступает пост спикера.
Регионалам нужны министерские и вице-премьерские посты, то есть - возвращение к полноценной экономической власти.
Каким дальше может быть ход игры?
Если даже к концу нынешней недели будет избран новый спикер парламента – будь то Виктор Янукович или кто-то другой от регионалов - то это не выход из кризиса и не окончание игры.
Наступит новый гейм игры - если коалиция будет продолжать действовать, то, получив пост спикера, но не получив министерские посты в Кабмине, ПР может пойти на тактический разворот.
Тогда мяч в игре на внутрипарламентском поле может перехватить та группа в Партии регионов, которая выступает против союза с Юлией Тимошенко, и в той или иной степени ориентируется на возможный пакт с президентом Виктором Ющенко. И не исключено, что следующим ходом в игре станет вопрос о вотуме недоверия правительству Тимошенко.
Партия регионов может выступить инициатором нового голосования по вотуму недоверия, поскольку неформальная коалиция Партии регионов с БЮТ для регионалов не дает ожидаемой коалиционной прибыли.
Далее, если выбор будет складываться не между коалицией и новыми выборами, а между вотумом недоверия Тимошенко, но уже с подключением Партии регионов, и переориентацией ее на другую ситуативную коалицию и ситуативное голосование с другими политическими силами, то впереди - новый парламентский тупик.
Политические силы снова задумаются о досрочных выборах в парламент. Но пока никто не заинтересован в еще одной избирательной компании. Все игроки хотят нового раунда игры.
Все хотят использовать каждую возможность для того, чтобы перекомбинировать силы в парламенте и вылепить удобную парламентскую комбинацию, и главное - не втягиваться в досрочные парламентские выборы. Это нужно, чтобы сохранить парламент, ресурсы, энергию и мобильность для будущей президентской кампании.
Президент, очевидно, не будет спешить с указом о досрочных выборах. Ситуация, когда есть коалиция БЮТ и Партии регионов в парламенте, но ее нет на уровне правительства, вполне устраивает Ющенко. А это только будет усиливать внутреннее напряжение в отношениях между парламентскими партнерами БЮТ и Партией регионов.
Возникают новые возможности, в том числе для игры против Юлии Тимошенко. Хотя сегодня игра идет так, что сценарий складывается в пользу нынешнего премьер-министра.
Однако это не значит, что в следующем гейме ситуация будет развиваться конгруэнтно нынешнему раунду политической игры, и в новом гейме этой игры ситуация для Юлии Тимошенко, в том числе переговорные позиции и шансы самой Тимошенко, могут стать значительно худшими, чем на начало этой игры.
Следует учитывать и еще один немаловажный фактор, который может смешать карты всем игрокам. Растет вероятность обвала украинской экономики в связи с негативными процессами на глобальных финансовых рынках, которые подогревается кризисом внутриполитическим и внутриэкономическим.
По сути, коалиционный кризис как таковой и невозможность сформировать национальное большинство на основе партийных меньшинств свидетельствует о дефолте политико-партийных элит. Партийные элиты оказались неспособными ни к политической консолидации, ни к управлению экономикой.
Опасными для экономики будут и досрочные парламентские выборы, а совмещенные парламентские и президентские могут принести такие риски и угрозы для государства, которые окажутся необратимыми.
Возможным выходом из ситуации может стать сценарий, когда инициативу возьмут в свои руки экономические элиты. Ведь экономические проблемы начинает испытывать абсолютное большинство украинцев, то есть экономика уже становится проблемой большинства.
После череды смены правительств партийных политиков и экономической чехарды, Украина сегодня как некогда нуждается в экономическом правительстве профессионалов с опорой на полит-экономическое большинство в парламенте.
Именно экономические интересы большинства могут сменить популистскую платформу выживания страны на национальную платформу развития.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий - ИГЛС