Війна постгрузинских рейтингів
Не так давно Национальный институт стратегических исследований презентовал результаты проведенного 21-26 августа исследования, в ходе которого было опрошено 2011 граждан Украины.
Исследование касалось, в основном, вопросов внешней безопасности Украины в связи с грузино-российской войной, однако выводы делались касающиеся внутренней политики. А именно, рейтинг кандидатов на пост президента Украины был привязан к позиции политиков во время конфликта.
Рейтинг, кстати, получился довольно забавный. Первое место в нем занимает Тимошенко – 18,9%, затем следуют Янукович – 18,7% и Ющенко – 10,4%.
Порядок, вроде бы, соблюден правильно, но по результатам Киевского международного института социологии президентский рейтинг Тимошенко составил 25%, Януковича – 24,6%, Ющенко – 6,8%!
Как видно, в данных НИСИ рейтинги Тимошенко и Януковича занижены примерно на 6% - больше какой-либо разумной погрешности выборки.
При этом, рейтинг Ющенко повышен на 3%, что также ненормально но, все же, может быть объяснено спецификой опросника и датой проведения исследования - все же КМИС начал исследование 1 сентября, что, теоретически, могло оказать влияние на результаты исследования.
Можно, конечно, заявить, что опрос КМИС "заказной", но все исследования проводятся по какому-то заказу. Однако КМИС слишком серьезная и, главное, административно независимая ни от КМ, ни от СП организация с безусловным научным имиджем.
Можно отметить, что в ходе, например, опроса жителей Днепропетровской области проведенного центром научно-прикладных исследований "Социо" (исследование проведено 6-12 сентября, опрошено 3600 человек), были получены сходные результаты.
Рейтинг Януковича составляет 34,2%, Тимошенко – 23,7%, Ющенко – 4,4%. С поправкой на то, что область юго-восточная, результаты ближе, все же, к данным КМИС, а не НИСИ.
Почему же настолько отличаются данные опросов?
Очевидно, дело в том, что, услышав удалой клич шефа, что он, дескать, пойдет на выборы, и вернется с них в тот же кабинет, чиновники бросились доказывать возможность этого.
Хорошо еще, что у сотрудников НИСИ хватило совести не пытаться доказывать, что Ющенко является лидером электоральных симпатий…
Очевидно, что НИСИ отрабатывает стратегию, выдвинутую в свое время Карасевым. Смысл ее состоит в том, чтобы представить Ющенко единственным человеком, не только озабоченным проблемами национальной безопасности, но и имеющим что предложить обществу по этому поводу.
В этом контексте, "глубокая" мысль аналитиков НИСИ о том, что "российское информационное сопровождение конфликта (…) не смогло навязать обществу одностороннюю интерпретацию конфликта", но "в украинском обществе (…) доминирует позиция невмешательства", должна быть переведена на человеческий язык примерно следующим образом: "Не смотря на то, что все украинские СМИ работали на одностороннюю (в пользу Саакашвили) интерпретацию конфликта, украинское общество продолжает поддерживать позицию премьера, которая не дает втянуть Украину в войну на стороне наших политических союзников против нашего стратегического партнера".
Причем тут действуют два обстоятельства.
С одной стороны, избиратели не доверяют Ющенко, но доверяют Тимошенко и Януковичу. Следовательно, их интерпретация событий в Грузии более весома, чем та, которая была представлена в большинстве украинских СМИ.
С другой стороны, украинцы не хотят воевать вообще, в особенности не хотят воевать с Россией и не верят, что вступление в НАТО обеспечит их возможностью не воевать. И, соответственно, склонны доверять менее воинственным (Тимошенко) и менее пронатовским (Янукович) политикам.
В общем, не смотря даже на крайнее обострение ситуации в результате грузино-российской войны, стратегия Карасева не дала ожидаемого эффекта. Избиратели, в массе, не поверили в измену премьера и в то, что Ющенко лучше нее справится с решением проблем безопасности.
По большому счету, это и не удивительно. Дело в том, Вадим Юрьевич допустил непростительную для ученого ошибку – попытался доказать одно недоказанное, через другое недоказанное.
В данном случае – что менее чем 10%-й рейтинг Ющенко можно довести до необходимых для победы 50% при помощи темы НАТО, вступление в которое поддерживает чуть больше 20% украинцев.
Президенту, который также обладает удивительными подходами к решению арифметических задач, такой подход должен был понравиться. Однако результатом реализации стратегии, скорее всего, окажется политический крах Виктора Ющенко и провал пропаганды вступления в НАТО.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга