Тимошенко, Осетія і "вибори-2010"
Во время избирательной кампании 2004 года Виктор Ющенко заявлял, что обещал своей матери никогда не ставить на руководящие посты представителей донецкого, днепропетровского и киевского кланов.
Обещание это не было выполнено – еще в 2005 году из трех высших должностных лиц (премьер, глава президентской канцелярии и секретарь СНБОУ), один был представителем днепропетровской элиты, двое других – представители окружения лидера СДПУ(О).
Со временем не остались обиженными и "донецкие", и даже сам Медведчук, которому Ющенко и Балога предлагали место секретаря СНБОУ.
Тем не менее, лозунги Майдана о "донецких бандитах", которые по умолчанию являются врагами Украины, не остались забытыми ни ветеранами революции, ни самим гарантом. А раз ружье висит на сцене, значит, оно должно выстрелить.
Кислинский как исполняющий обязанности "Авроры"
Единственный крейсер ВМС Украины не достроен, поэтому стрелять пришлось не ему, а заместителю главы СП Андрею Кислинскому. Он заявил 18 августа, что в Москве создан центр по продвижению на пост президента Тимошенко во главе с Медведчуком.
Тут, правда, в сообщениях СМИ произошла путаница – тот же Кислинский сообщил, что Тимошенко собирает свою новую команду на Сардинии… Поди, пойми – то ли это населенный пункт Москва на Сардинии, то ли Сардиния – засекреченный район российской столицы.
В команде Тимошенко уже "отметились" Задорожний, Суркис, Клюев, Дмитрий Табачник и даже сам Кучма!
Если верить этой информации, два видных регионала покинули своего шефа, проект "Янукович" окончательно закрыт, а сам он будет не более чем техническим кандидатом.
На реализацию проекта поддержки Тимошенко якобы уже зарезервировано около $1 миллиарда. Ценой российской поддержки будет "государственная измена и политическая коррупция", которые уже нашли выражение в отсутствии четкой позиции ситуации в Грузии.
Впрочем, Генпрокуратура не получила от СП каких-либо просьб о проверке действий премьера. Пресс-служба фонда Кучмы опровергла факт встречи экс-президента с премьером, а Суркис повторил, что готов сотрудничать с правительством, но только – в сфере подготовки "Евро-2012", которая является его личным приоритетом на ближайшие годы.
"Диоксин" почти не виден
Ни у кого не должен вызывать возражений то, что целью деятельности СП на данном этапе является обеспечение победы Виктора Ющенко на президентских выборах 2010 года.
Сильнейшим его оппонентом, претендующим на голоса "оранжевого" электората, является премьер Тимошенко. Ее нейтрализация – важнейшая задача кампании. И нет никаких сомнений в том, что заявление Кислинского – еще один шаг в кампании по дискредитации премьера.
Как я предполагал, ранее основу антитимошенковской стратегии СП составлял план по привлечению ее к делу об отравлении Ющенко в 2004 года в качестве прямо или косвенно (но так, чтобы избирателям было понятно, кто за этим стоит) обвиняемой.
Сейчас эта версия отошла в тень. Возможно потому, что СМИ (в не последнюю очередь – УП) оказались уж слишком независимыми и принялись активно обсуждать такую возможность.
К счастью, своевременно подвернулась война в Грузии.
Если отсутствие антироссийских заявлений премьера можно было трактовать разве что в качестве стремления обеспечить нормальную атмосферу для начала переговоров о цене газа (что является криминалом только для людей, в жизни не слышавшего слова "дипломатия"), то загадочное молчание Тимошенко по поводу войны позволяет уже говорить об "измене".
Я, однако, не вижу в поведении Тимошенко ничего странного или противоречащего ее предыдущим заявлениям о необходимости ограничить российскую экспансию и о вступлении Украины в НАТО.
Искусство возможного
Следует отметить, что в статье "Сдерживание России", опубликованной в мае прошлого года в "Foreign Affairs", Тимошенко вовсе не предстает расистом, ненавидящим Россию просто за то, что она существует.
Смысл статьи в необходимости помочь России найти свое место в новом мире, что, по мнению автора, мыслимо только как сочетание демократических и рыночных импульсов внутри страны и сдерживания российского государства вовне.
При этом Тимошенко даже не указывает, что неприемлемо само по себе стремление России "вернуть себе великодержавный статус". Только в случае, если это возвращение буде происходить "в ущерб интересам соседних стран".
И уж конечно это сдерживание мыслится только как общая стратегия Запада, а не как инициатива отдельных прозападных правительств.
Между тем, как представляется Михаила Саакашвили (да и Виктора Ющенко) как раз и противоречат этой стратегии. Грузия спровоцировала (можно спорить – спровоцировала или поддалась на провокацию, грузинская вина одинакова в любом случае) Россию на агрессивные действия, не позаботившись о едином фронте, единой стратегии Запада в отношении территориальной целостности Грузии.
Более того – Саакашвили подставил США и НАТО, которые еще недавно военными мерами пресекли этнические чистки в Косово.
В результате Саакашвили (и поддержавший его Ющенко):
Во-первых, усложнили формирование единой стратегии Запада в отношении России, в которой могло бы найтись достойное место Украине и Грузии.
Во-вторых, нанесли существенный ущерб интересам Грузии (у Украины еще все впереди – конфликт только раскручивается). А ведь именно национальные интересы соседних с Россией стран Тимошенко ставит во главу угла.
И трудно представить себе страну, целью существования которой является противостояние с другим государством (хотя Саакашвили и Ющенко, кажется, не исключают именно такого исторического назначения Грузии и Украины).
В третьих, нанесли удар по всей стратегии демократизации России, показав россиянам "лицо врага" и обеспечив нынешней российской власти "маленькую победоносную войну". В результате режим Путина-Медведева значительно укрепился.
Если же говорить о членстве в НАТО, то, думается, именно прогнозирование нынешней ситуации и служило основой сомнений Франции и Германии в целесообразности включения в НАТО Украины и Грузии.
Представьте себе, что наши страны становятся членами НАТО и, на следующий день, не ставя в известность союзников, начинают расстреливать градами украинский Севастополь и грузинские Цхинвали и Сухуми, в ответ на что Россия начнет доступными мерами спасать проживающих в этих городах российских граждан.
НАТО будет вынуждено вступиться за новых союзников и ценой его действий (при сомнительной моральной легитимности) будет уже не цена на газ, а угроза глобальной ядерной войны.
Новая стратегия СП
Повторю, однако, что в СП решают пока вопросы куда меньшего масштаба. Понятно, что, обвинив Тимошенко только в отсутствии поддержки Саакашвили, снять ее с выборов будет трудновато.
Тем более, что правительство свой долг полностью выполнило, обеспечив реальные действия по защите прав украинцев в зоне конфликта (чего не смогли, или даже не захотели делать Грузия и Россия.
Иное дело, что теперь Тимошенко можно представить в качестве защитника российских интересов в Украине. Это ослабит ее позиции на Западе, укрепит – на Востоке, и вряд ли сильно ударит по общему рейтингу.
Однако совсем другой вид получает ситуация, когда к числу сторонников Тимошенко приплетают Кучму. Тут полшага до того, чтобы провозгласить ее лидером старых элит. Но и этого мало – ведь те же Клюев и Табачник были вице-премьерами при президенте Ющенко (когда Тимошенко находилась в оппозиции).
Значит, задумка СП глубже и состоит она в том, чтобы повторить опробованную штабом Януковича в 2004 году стратегию раскола электората. Основой может стать перевод стрелок со "старой", на "региональную" элиту.
"Днепропетровская бандитка" Тимошенко ведет донецких и киевских бандитов к власти над Украиной… Ну и что, что киевляне первые вышли на Майдан? Потом-то они недостаточно любили Ющенко…
Сама по себе такая стратегия вовсе не означает потакания территориальному расколу Украины (хотя и не способствует заживлению разлома) и не опаснее стратегии Ющенко в том же 2004 году, которая просто предполагала исключение из рассмотрения примерно 40% "недостаточно информированных" граждан Украины (за прошедшие 4 года эти люди получили достаточно информации, но за Ющенко голосовать все равно не желают).
Куда опаснее то, что стратеги из СП вновь навязывают Украине повторение сценария 2004 года, а вместе с ним – признание бесплодности Майдана и нелегитимности всего существующего украинского государства, которое предстает просто жертвой рейдерского захвата.
Стоит ли опасаться российской (а равно – любой другой) агрессии государству, которого, по убеждению значимой части политической элиты, просто нет?
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП