"Своим — все, чужим — детектор лжи", или 100 дней власти Леонида Черновецкого

Юрій Шеляженко, для УП — П'ятниця, 21 липня 2006, 16:51

В четверг 13 июля на очередном заседании Киеврады глава киевского теризбиркома Галина Билык вручила постоянное удостоверение мэра Леониду Черновецкому вместо временного, выданного три месяца назад.

Все это время Черновецкий старательно вытеснял с насиженных кресел команду чиновников Александра Омельченко и перераспределял власть, финансовые потоки, влияние на СМИ в столице в пользу своих людей — выходцев из "Правэкс-банка" и подконтрольных бизнес-структур, "золотой молодежи".

Правда, ротация кадров - излюбленный метод управления Черновецкого - в киевской власти не прижилась: столичная чиновничья братия гораздо лучше знает свои трудовые права, чем недавние студенты, готовые на многие жертвы ради трудоустройства в престижном "Правэкс-банке".

Нововведение относительно перевода всех сотрудников мэрии на "внештатную форму работы" провалилось в первые же две недели деятельности нового мэра.

Однако Леонид Михайлович пользуется любой возможностью для устранения с ключевых должностей "старой гвардии". Был вынужден уволиться киевский прокурор Василий Присяжнюк, на смену которому планировали ставленника "донецкого" Геннадия Васильева — Рената Кузьмина, который уже был столичным прокурором во время премьерства Януковича.

Только открытое письмо коллектива прокуратуры заставило президента "переиграть" это назначение: городскую прокуратуру возглавил Евгений Блаживский, бывший прокурор Львовской области.

Уволился по собственному желанию бывший пресс-секретарь мэрии Василий Метерчук. Это плохо сказалось на орфографии и стиле официальных сообщений.

После прихода людей из Блока Черновецкого и из "Правэкс-банка" в практически все кресла полностью обновившегося наблюдательного совета банка "Хрещатик" многие ожидают "чисток" в менеджменте муниципального банка.

Мэр добился от Киеврады решения создать при горадминистрации собственное "Главное управление внутреннего контроля и аудита", дублирующее функции Счетной палаты.

Депутат Виктор Билыч (фракция НСНУ) считает, что ГУ ВКА — это "еще один дополнительный контролирующий орган, который ничего нового не даст, кроме новых расходов из бюджета на проведение аудита".

Будут ли открытыми и публичными полные отчеты нового управления? Ведь пока никто не позаботился подсчитать даже реальную стоимость муниципального имущества, не говоря уже про мониторинг того, насколько эффективно оно используется.

Например, в коммунальной собственности находится более 500 предприятий, и практически все они убыточны. 2,5 млн. кв. м. недвижимого имущества столицы находятся в аренде, средняя стоимость которой – смехотворна, 10 гривен в месяц, утверждает депутат Киеврады Александр Притыка (фракция БЮТ).

На фоне стройной армии якобы "нового поколения" столичных чиновников (если так можно назвать молодых дисциплинированных помощников Александра Волкова, Валерия Пустовойтенко, самого мэра и мн. др.) оппозиция к Черновецкому выглядит изрядно стушевавшейся и деморализованной.

Теперь уже видно, что сильно ошибались те, кто гиперболизировал привычку нового мэра покидать любое совещание или коллегию, посидев там 15-20 минут. Сам он заявил недавно на встрече с американским послом Уильямом Тейлором, что, вопреки слухам, уходить с поста мэра в Верховную Раду 1 сентября не собирается.

Предприниматели Андрей Иванов и Василий Хмельницкий, под контролем которых находится киевская организация ВО "Батькивщина", мирно "уладили" с мэром спорные вопросы вокруг создания ЗАО "Киевэнергохолдинг" и приватизации ряда коммунальных предприятий.

После этого столичный БЮТ примирился и с "широкой коалицией" в Киевраде, и с тем, что БЮТовцы не получили ни одной из ключевых постоянных комиссий.

Новому мэру не откажешь в умении завоевывать симпатии людей. На "приемах под открытым небом" возле мэрии было роздано несколько десятков квартир на более двухсот тысяч претендентов из столичной квартирной очереди.

Общественные слушания, проводящиеся по всему Киеву, превращены в talk-show, где "выпускается пар" немногих приглашенных "представителей общественности", но не принимается никаких решений.

Он открыт к общению, постоянно организует широкие "тусовки" киевлян и на каждой старается говорить именно то, чего от него ожидают слушатели. Когда другой оратор говорит долго, скучно или "по бумажке" - бесцеремонно прерывает его, даже если это богатый и влиятельный чешский инвестор. Такой стиль общения часто "помогает" мэру нажить лишних врагов.

Черновецкий постоянно обещает "прищучить" чиновников "старой гвардии". Например, перед выборами он не раз заявлял о намерении поменять глав всех районов столицы. Однако депутаты Соломенского и Святошинского райсоветов избрали председателями "бывших" Ивана Сидорова и Владимира Мазепу.

И тут пресс-служба мэра вдруг официально сообщает: Леонид Черновецкий, дескать, распорядился проверить их на детекторе лжи!

Детектор лжи – привычная "страшилка" Черновецкого для всех, кто ему не нравится. Взять, например, такой типичный диалог на пресс-конференции:

Журналист: "Газета по-киевски", Вячеслав Веремий. Проверяли ли Вы кого-то…

Черновецкий: … которая меня мочит постоянно по заказу кого-то за бабки. Скорее всего. Да-да. Поехали! Да.

Журналист: Вопрос про коррупцию.

Черновецкий: Про коррупцию?

Журналист: Проверяли ли кого-то на детекторе лжи?

Черновецкий: Я готов проверить вас, вашего главного редактора, от кого он получает деньги за то, что он мочит киевскую власть. Спасибо. Если он согласится на эту проверку, я перед ним публично извинюсь. Гарантирую, что он не согласится на эту проверку.

Отношения Черновецкого со СМИ – особый вопрос. Увольнение "нелояльного" генерального директора ТРК "Киев" и судебные иски за "разжигание межконфессиональной вражды" к журналистам муниципального телевидения помогли поставить под контроль трудовой коллектив коммунальных телевизионщиков, ранее пресмыкавшийся перед Омельченко. Однако мэру этого оказалось мало.

На рассмотрение депутатов Киеврады был вынесен проект нового устава ТРК "Киев", согласно которому уставный фонд этой организации уменьшается с 17 млн. грн. до 1 тыс. и она переподчиняется городской администрации, то есть мэру (сейчас ТРК "Киев" - коммунальное предприятие Киеврады).

Правда, утечка информации об этой "инициативе" привела к тому, что депутаты постеснялись проголосовать за данное предложение, но постановили рассмотреть его на следующей сессии. Что это, как не подготовка к приватизации за бесценок? Кстати, о намерении приватизировать три коммунальные газеты Черновецкий уже заявил открыто.

Вероятно, на приватизированном канале "Киев" уже не будет случаться таких кофузов, как, скажем, при интерактивном опросе киевлян во время "прямого эфира" общественных слушаний о проблеме "стихийной торговли".

Пока заместитель мэра Ирэна Кильчицкая яростно клеймила "антисанитарные лотки", 56% из примерно 5 тыс. звонивших поддержали "стихийную торговлю", в то время как 41% выступили против. Мэр не постеснялся перед телекамерами назвать такой результат опроса "проявлением правового нигилизма киевлян".

Сейчас в столичном метро и большинстве подземных переходов исчезли игровые автоматы, сигареты "под землей" тоже практически невозможно купить. "Одноруких бандитов" столичная милиция часто изымала без необходимого постановления суда.

На этой же неделе Черновецкий организовал во дворце "Украина" форум предпринимателей "Киевская перспектива" и уверял их, что власть намерена помогать развитию малого и среднего бизнеса. Правая рука не знает, что творит левая?

Конечно, за короткий срок в три месяца нельзя залатать "дыры" в бюджете, отремонтировать все ветхие и вечно аварийные столичные коммуникации, устранить пробки на дорогах, разобраться с темными махинациями на рынке столичной недвижимости и заставить всех подчиненных, от мелких чиновников до персонала ЖКХ включительно, быть добрее к людям.

Но все же интересно, что же сам Леонид Черновецкий считает своим главным успехом за 100 первых дней "градоначальствия". На этот вопрос он ответил так:

"Сегодня в Киеве создана ситуация, когда каждый, кто создает для киевлян проблемы, будет за это отвечать. Киеврада утвердила решение про создание КРУ (очевидно, мэр имел в виду Главное управление внутреннего контроля и аудита КГГА – авт.).

Население должно знать, что оно – главное, что каждый киевлянин – главный для киевской администрации. Я никаких для себя главных заданий не ставил. Я только сделаю так, чтобы каждый вопрос быстро решался, а для этого надо сменить 80% аппарата, или чтобы они все мою идеологию исповедовали, что киевляне – это самое главное".

Юрий Шеляженко