Психолог: "Юля "красная" как десять рублей... то есть левая"

Середа, 21 грудня 2005, 12:24

То, что страна живет на пороге выборов, похоже, знает каждый. Но улицы и экраны телевизоров отнюдь не пестрят политическими лозунгами и символикой партий. Кроме "Народного блока Литвина", который на этом поприще старается, похоже, за всех.

В то же время невозможно не заметить, как изо дня в день плодятся именные блоки. Почему украинские политики так склонны к "эгоизму", и как они собираются бороться за маленьких украинцев, "Украинская правда" решила узнать у психолога-консультанта Вадима Колесникова.

Почему блоки называют именами лидеров

- Существует такая штука, как политический маркетинг. Слово совершенно корректное, потому что речь идет о продвижении к целевой аудитории тех или иных политических брендов. Бренд, с точки зрения маркетинга, представляет собой совокупность неких преимуществ и выгод.

Когда вы покупаете чашку кофе, вы покупаете не какую-то коричневую бурду, вы покупаете пять минут перерыва на работе, возможность выкурить сигарету, возможность неформальной беседы. На самом деле – бодрость покупаете. А к этой коричневой жидкости в чашке это не имеет никакого отношения.

Для нынешней политической кампании, характерно желание максимальной персонификации. Обратите внимание - все блоки называются именем их лидера.

Почему?

Давно не секрет, что между политиками существуют не столько политические несогласия, сколько разделение экономических интересов или борьба амбиций.

Блоки персонифицируют еще и учитывая наш православный архетип. Под архетипом мы понимаем фундамент сложившихся представлений и традиций. Но в нашем архетипе, православном, все как-то удивительно смешалось.

ЧТО ЕЩЕ ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ О ПОЛИТИКАХ

Например, мы считаем правыми тех, кто выступает за "розбудову держави".

Но это нонсенс! Правые – это опора на семейные ценности, это минимум государства, это - "мы живем небольшой общиной… тут у нас индейцы, тут мексиканцы, там пустыня, здесь горы и ты – наш шериф, и если тебе нужен закон, то вот тебе Библия". Вот это правая идеология.

Правая идеология – это швейцарцы, где у каждого в шкафу стоит ружье и все военнообязанные, и по каждому мелочному поводу проводится референдум: мост пойдет вот так, или этак.

С другой стороны у нас все говорят про поддержку малого и среднего бизнеса, про какой-то мифический средний класс, которого нет и быть не может в православном государстве.

Средний класс – порождение протестантской этики, для которой свойственно трудолюбие, бережливость, индивидуальное спасение через труд. То есть там каждый может сам спастись.

Почему среди украинцев мало миллионеров

Православные же не могут без общины – это тот самый мир, где "на миру и смерть красна", "в гурті ліпше й батька бити".

Мы устроены таким образом. Мы воспитаны на православном архетипе, где все ждем, когда приедет барин и рассудит. Вот именно на этом православном архетипе, на этом поиске отца, то есть на поиске безнаказанности, и строится персонификация.

О людях, которые идут во власть - будь то политическая власть или должность главного тренера команды "Динамо" - нас интересует не сколько денег он заработает, а насколько он будет безнаказанным.

Потому что власть, в нашем глубинном понимании, дает безнаказанность - я могу делать все, что угодно, я могу ехать с мигалкой, для меня могут остановить все движение и т.п.

Поскольку мы все ждем барина, который приедет и рассудит, уже в этом заложено, что блоки должны персонифицироваться.

- То есть, кто будет отвечать, судить…

- Он будет судить. Но отвечать как раз не будет!

Кстати, приходило ли вам в голову, почему за одну и ту же девушку на Западе дают приданое, а на Востоке точно такую же девушку у отца надо выкупить? Здесь - разница между интенсивным западным способом производства и экстенсивным восточным.

На Западе существует понимание, что для того, чтобы работать результативно, мы должны все время бизнесы делить - если компания растет, ее постоянно нужно реструктуризировать. Значит, я, как папа, рассматриваю приданое как инвестицию.

Восточный способ производства предполагает, что женщина – это производитель, станок солдат, крестьян. Поэтому за станок надо заплатить.

Для православного архетипа не свойствены ни западная интенсивность, ни восточная патологическая любовь к матери.

- Что же тогда у нас?

- Для нас характерен поиск отца, то есть поиск идеи. Обратите внимание, ведь очень много русских, украинцев живут и работают на Западе уже много поколений. Миллионеров среди них - единицы. Среди них есть философы, врачи, люди, которые ищут идею… Но миллионеров, людей, которые бабки могут зарабатывать, среди них нет.

- Мне кажется, это действительно характерно для русских, но мы, украинцы, даже не жили общинами, мы жили хуторами.

- Это все равно община. Там есть архетипические различия, но я не думаю, что они входят в формат нашего разговора.

Для русского человека принципиально важна идея пространства, идея продвижения. Отсюда - мессианство русских людей, отсюда - представление о русской любви как о насильственном осчастливливании партнера.

Для украинца характерны те же самые православные архетипы, и хотя мы не имеем идеи русских о пространстве и движении, у нас есть опора на семейные ценности.

Сейчас московские промышленники с удивлением видят, что их методы управления персоналом не работают с украинцами. Потому что украинца нужно стимулировать не только через деньги, но и через его семью: папа и мама должны им гордиться.

- Имеет ли это отношение к тому кумовству, которое развелось во власти?

- Конечно. Более того, украинская культура в значительной степени более сельская, чем городская. Сельская культура - горизонтальная, городская культура – цеховая. То есть для городского человека родители могут не являться авторитетом, коль скоро они принадлежат к другому цеху.

Сельские же люди, поскольку способы производства не изменились, и все производство сезонное, востребуют опыт предков. Когда у нас Пасха, то гуляють усі: і коваль, і ветеринар, і єврей – усі будуть гуляти. Сельская культура не хуже, она другая. Она построена на почтении предков, на использовании их опыта и на опоре на семейные ценности.

Поэтому кумовство, "гуртування" вокруг одного оплота, персонификация лидера в виде отца является полным набором сельского архетипа, сельской модели поведения.

Если бы большинство населения не столько жили в городах, но были бы носителями городского архетипа, тогда партии развивались бы больше по профессиональному типу – "мы знаем, как это сделать". Сельский тип – "у нас есть батько, вот он знает".

- А не может быть так, что они персонифицируют свои блоки еще и потому, что программы их, по сути, ничем не отличаются?

- Естественно. Итак, персонификация партийного проекта строится:

а) на схожести программ;

б) на борьбе амбиций;

в) на православном архетипе, когда должен быть востребован отец;

г) собственно, на самой сельской культуре, на уважении предков.

Как Тимошенко хочет стать отцом

- Каким образом в архетип отца вписывается Тимошенко?

- Когда мы говорим "мужчина" или "женщина", мы должны понимать, что речь здесь идет не об устройстве гениталий.

- Но она ведет себя как мужчина?

- Совершенно верно. Есть разница в спонтанности реакций - женщины по сути своей определяются циклом, а мужчины – спонтанностью эрекции. Юлия Тимошенко достаточно спонтанная дама.

Существует такая штука, как полуролевая замена, не имеющая ничего общего с гомосексуальностью. Полуролевая замена – это демонстрация женщинами мужского поведения, а мужчинами – женского.

В жизни этого, хоть отбавляй. Например, вы ходите в брюках, иные женщины курят на ходу – это ретрансляция мужского типа поведения. Некоторые еще ругаются матом.

В свою очередь у мужчин существует желание пользоваться парфюмом (биологически мужчина – кот, от него должно пахнуть, он запахом метит территорию) – это полуролевая замена.

То есть и мужчины, и женщины демонстрируют друг другу огромное количество вариантов полуролевой замены. Но в свое время эти варианты полуролевой замены переходят из некоего количества в некое качество.

Представьте себе еще и такую фишку. Вы встречаете своих друзей, с которыми были в детском саду: парня и девушку. Спрашиваете "как дела?". В ответ девочка начинает вам говорить о семье, а парень - о бизнесе. Потому что мужчины себя идентифицируют по статусу, а женщина – по семье, по мужу и по детям.

Так вот, Тимошенко (несмотря на многочисленные попытки идентифицировать ее, предположим, по дочке – много сказано о свадьбе, это продуманая пиар-акция) очень статусный человек. И она демонстрирует мужские качества характера.

Тимошенко выступает в мужской ипостаси, потому что она одиночка, ей трудно работать в команде. Она тянет одеяло на себя и ни с кем меряться пенисами не собирается, потому что у нее длиннее, тверже и т.д.

Поэтому говорить мужик или баба, по-моему, не вполне корректно. Они все выглядят достаточно бесполыми.

А лидер обязан быть сексуальным. В стае обезьян лидер тот, у кого больше самок. Остальных самцов он либо убивает, либо выгоняет вон из стаи или они у него в подчиненном положении. Поэтому русские тащатся от Путина. И поэтому не любили Кучму.

Кому не место в стае обезьян

- В правилах политического маркетинга существует правило продвижения героя. Но есть бренды, которые не нуждаются в героях.

Например, бренд Mercedes настолько узнаваем, что он не нуждается в герое. Другие бренды, менее узнаваемые, нуждаются в персонификации. Чтобы персонификация была проведена успешно, существует следующее брендовое правило: герой должен быть эманацией (воплощением) тех или иных преимуществ и выгод.

Приведу пример: у нас футбольная команда. Почему она команда? Потому что есть форвард и есть массажист. И они не могут поменяться местами, и этого не хотят. Но работают на один результат, хотя получат с этого разные бенефиты: форвард перейдет играть в другую команду, иностранную, а массажист получит премиальные.

Для того чтобы команда действовала как команда-победитель, лидер команды (не обязательно центр-форвард, это может быть массажист) должен быть воплощением идеи нашей команды. То есть, если наша команда забивная, он должен быть забивным, если наша команда осторожная, он должен быть осторожным, иначе оно не работает.

При этом далеко не всегда в нынешнем политикуме лидер бренда является лидером. Что такое лидерское качество? Кроме сексуальности и харизмы, это просто биофизические качества.

Люди, которые чувствуют, что они лидерами являться не могут, они не просто не занимаются партийным строительством, но не занимают первое место в блоке.

- Это как-то касается президента?

- Без комментариев. Людина, яка "хоче бджоли виводити" – не лидер партидеи. Хотя на самом деле, мы, конечно, счастливы, что "Ющенко наш президент".

Но у любого президента своя задача: привести новых людей. И мы считали, что Ющенко приведет самых вменяемых, новых людей, и оправдает наши ожидания…

Война за разум избирателя

- По идее партийные бренды, их символика, их лозунги должны быть ориентированы не на симпатиков – симпатики и так проголосуют – а на колеблющихся.

- Чем политики могут влиять на колеблющихся, как не цветом или символикой?

- Это большой вопрос. Я думаю, что политики должны влиять определенным ивентом (от англ. event - событие).

Был прекрасный жест Януковича, я его люблю за этот жест... Помните, когда к нему подошел дед и предложил часами обменяться? Они обменялись, и теперь уже очень важно, чтобы Виктор Федорович носил эти часы в кармане и доставал их при случае, чтобы всем было видно, что он носит часы человека, который их ему подарил. Вот это - для колеблющихся.

На самом деле, это достаточно простой понт. Но это ивент, это не эмблема. Цвет, эмблема и прочее - для тех, кто уже готов проголосовать, чтобы люди сделали это радостно, бодро.

Смотрите - Украина является страной с достаточно высоким уровнем грамотности. Это в Индии рисуют значок в бюллетене для неграмотных, чтобы они вспомнили, за кого проголосовать. В нашем случае, все будут читать. Значит, символика и эмблематика -только для симпатиков, как шарф для болельщика "Динамо-Киев".

Более того, эмблема и цвет - даже не для избирателя, а для активистов партии, как униформа.

- Если все-таки вернуться к цвету, почему Литвину выбрали зеленый цвет?

- В принципе, зеленый цвет – это сельский архетип, во-вторых, это не бело-голубой и не оранжевый, а какой-то альтернативный, и в-третьих – это спокойствие, уверенность. К тому же не так много цветов осталось.

- О чем могут говорить цвета, которые выбрали для Тимошенко: черным на белом название блока и красное сердце?

- Юля "красная" как десять рублей, то есть левая. Идеология Тимошенко – идеология государственного регулирования – это красная идеология. Поэтому сердце красное.

Вероятнее всего, сторонники Тимошенко – люди активные, которые "не додавили олигархов", которые хотят реализации агрессивных желаний Майдана - "прийти и всех поставить на свои места!".

С другой стороны, когда она была в Днепропетровске, она там говорила: "Я вас всех люблю". Любовь, как ключевое слово. А еще это сердце показывает душевность, искренность, незаангажированность - "я ваша всей душой, всем сердцем, я вас не обману, я искренна".

Тимошенко персонифицирует искренность, активность, и лозунги людей больших производств.

- Какую стихию персонифицирует Мороз?

- Сельскую, как и Литвин. А вы думаете, откуда обвинения против Литвина появились? Они очень пересекаются - пасутся на полях друг друга.

О лидерах нашей стаи

- Они очень амбициозные люди (только поэтому они наверху), и они крайне болезненно отнесутся к тому, если их кто-то не любит. Им кажется, что мы должны их любить просто так, поэтому они мне не очень приятны.

Например, производители водки (а водка в этой стране – продукт, в преимуществах которого никого убеждать не надо) очень хорошо знают, что нужно объяснять, чем одна водка отличается от другой. И делают это виртуозно, борясь за количество продаж.

Эти же люди, в силу своих амбиций, почему-то считают, что мы должны их любить только потому, что они – это они.

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Головне на Українській правді