Стратегия 2006 для партии "Реформы и Порядок"
Партия "Реформы и Порядок" приближается к парламентским выборам 2006 г. в некотором смятении и без четкого направления.
Попытки ПРП присоединиться к пропрезидентским "мега-блокам" НСНУ и БЮТ не увенчались успехом.
Последние опросы показывают поддержку ПРП на уровне менее 1% избирателей.
Если бы выборы в Верховную Раду проходили завтра, у партии не было бы никаких шансов пройти 3%-ый барьер.
Единственным заметным шагом стало блокирование с Порой, однако даже этот факт сам по себе вряд ли упрощает ПРП задачу прохождения в парламент.
Однако нет худа без добра, и неудачи, которую нельзя было бы сделать выигрышем. ПРП необходимо сделать ставку на разочаровании многих бывших избирателей Ющенко отсутствием долгожданных реформ и коррупционными скандалами вокруг НСНУ и БЮТ.
У партии есть шанс занять правоцентристский спектр политического пространства и стать основным игроком в будущей политической конфигурации.
Успеху ПРП будут способствовать углубившиеся линии раскола в украинском обществе после выборов 2004 и введение новой пропорциональной избирательной системы.
Многие избиратели хотят видеть чистую пропрезидентскую альтернативу на правом фланге. ПРП даст им такую альтернативу.
Отстраненность от НСНУ и БЮТ сыграет на руку имиджу ПРП. Предлагая свою программу как правоцентристскую про-реформистскую идеологию с имиджем, необремененным коррупционными скандалами, ПРП может объединить разочарованных избирателей из лагеря сторонников президента Ющенко.
Сейчас бывший "оранжевый лагерь" в сумме набирает около 36% голосов избирателей, которые распределяются следующим образом (конкретные данные зависят от опросов): НСНУ – 12%, БЮТ – 16%, Соцпартия – 8%.
Эта цифра меньше поддержки в 52% голосов, которую Ющенко получил на президентских выборах. Остаток в 16% - это избиратели, которые еще не определились со своим выбором или склоняются к другим альтернативам.
Эти 16% плюс те избиратели, которые до сих пор тяготеют к НСНУ или БЮТ, из-за отсутствия лучшей альтернативы, составляют стратегический электорат ПРП.
Эти избиратели ждут "незапятнанную" альтернативу и задача ПРП – предложить ее массам.
Можно провести параллели между ситуацией в Словакии перед выборами 2002 г. и Украиной в предверие выборов 2006.
В начале 1990-тых Словакия, подобно Украине, болезненно переживала переход к рыночной экономике и либеральной демократии и прошла через период полуавторитарного правления премьер-министра Мечиара, подобного правлению Кучмы.
Подобно уходу Кучмы в 2004 году, Мечиар был отстранен от власти в 1998 объединенной коалицией левой и правой оппозиции, победившей блок Владимира Мечиара "Движение за демократическую Словакию" (HZDS - ХЗДС).
Однако популярность оппозиционных партий быстро улетучилась, когда они вошли в состав правительства. В предверие выборов 2002, коалиционное правительство, пришедшее к власти в 1998 г. пользовалось поддержкой лишь небольшого круга сторонников.
Это позволило вновь созданной партии "Союз Новых Граждан" (ANO) отвоевать 8% голосов. Это были голоса именно тех недовольных граждан, которые хотели, с одной стороны, наказать партии власти за промедление с реформами, а с другой, не хотели, чтобы к власти вернулся блок ХЗДС Мечиара.
Союз Новых Граждан основывался на платформе, очень схожей с платформой ПРП: правоцентристская ориентация, либеральная рыночная экономика, эффективное правительство и безоговорочное уважение к правам личности.
Такая позиция привлекла многих разочарованных избирателей, для которых было важно продолжение либерального курса, но уже не связанного с партиями власти.
Платформа ПРП подобным образом будет привлекательна для тех избирателей, которые хотели бы "наказать" пропрезидентские мега-блоки, но не хотели бы отдать победу в руки Партии Регионов Януковича.
Проблемой на пути к дифференциации в сознании избирателей ПРП от НСНУ и БЮТ может быть позиция Виктора Пинзеника, лидера ПРП и министра финансов в правительстве.
Более того, "побочным эффектом" может быть и тот факт, что в далеком 2002 году ПРП была одним из основателей избирательного блока Наша Украина, предшественника НСНУ.
Однако Пинзеник не фигурировал ни в одном из коррупционных скандалов на рубеже лета-осени 2005. Кроме того, он четко заявил свою готовность остаться в правительстве, если даже на алтарь придется положить его лидерство в партии, в случае, если та решит присоединиться к БЮТ.
Лидеры ПРП, включая самого Пинзеника, уже устояли перед соблазном покинуть ПРП и перебраться на борт более надежной НСНУ.
В дальнейшем ПРП может преуспеть как альтернатива НСНУ и БЮТ, если будет продолжать культивировать в сознании избирателя "технократический" характер партии и сумеет четко донести до избирателя свою дистанцию от НСНУ и БЮТ.
Два весомых объективных фактора сыграют на пользу ПРП - углубившийся раскол в обществе после президентских выборов и пропорциональная избирательная система.
Оба этих фактора будут стимулом для укрепления партий, основанных на четкой идеологии. Прошлые президентские выборы в Украине разделили Украину на два лагеря - либерально-рыночный, проевропейский запад и левый олигархический пророссийский восток.
Такое разделение отличает Украину от остальных стран Восточной Европы.
До 2004 года ситуация в Украине была схожей с ситуацией в пост-социалистических Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, Болгарии и Румынии - возникновение и развитие партий не соответствовали линиям раскола в обществе (поскольку таких линий просто не было).
Вместо этого, в условиях отсутствия сильных политических идентификаций, возникали универсальные партии влияния на весь электорат в целом.
Кроме левых, представленных в Украине Коммунистической партией, в украинском политическом спектре доминировали партии, ориентированные на всех, с ничтожной разницей в лозунгах.
Появление в стране четкого и глубокого раскола в середине политического спектра, усугубленного языковыми, религиозными и историческими факторами приведет к тому, что партии будут уходить от всеядной ментальности и будут занимать четкую позицию вдоль политического спектра, ориентируясь на определенную группу электората.
Новая пропорциональная избирательная система в дальнейшем будет способствовать структуризации политического спректра.
Если НСНУ, БЮТ и Регионы будут соревноваться в центре, ПРП может занять стратегическое положение на правом фланге, где сейчас, по-сути, нет ни одной серьезной партии-конкурента.
Эта позиция выглядит более выигрышной с учетом усугубления социально-экономического раскола в обществе и ростом класса высокооплачиваемых менеджеров и предпринимателей.
Этот электорат будет поддерживать снижение налогов и четкую про-реформистскую идеологию, которую исповедует ПРП.
Основываясь именно на этой идеологии, ПРП может позиционировать себя как оптимальная партия выбора для правоцентристских избирателей. Возможно, в 1998 году фокус ПРП на про-реформистской идеологии был преждевременен в условиях существующей широкой избирательной ментальности, но быстро меняющийся политический ландшафт говорит в пользу этой стратегии именно сейчас.
Олег Прохоренко, студент магистратуры, Гарвардский университет, Институт государственного управления имени Дж. Кеннедидля УП