Нефтегазовые схемы Президента. Часть 2. Газ
Вівторок, 19 квітня 2005, 17:31
С момента создания НАК "Нафтогаз Украины" весной 1998 года до своего ухода из компании в марте 2000 года Игорь Бакай смог заработать на торговле газом более 1 млрд. долларов.
По данным экспертов, как минимум половина этих денег оказалась в собственности экс-президента Украины Леонида Кучмы. Более того, в схемы на газовом рынке оказалось втянута добрая треть украинских политиков. В том числе и целый ряд государственных чиновников, которые сегодня занимают в стране ключевые должности.
Эксперты утверждают, что более-менее серьезные капиталы в Украине были заработаны на торговле природным газом. На самом деле эту фразу точнее было бы сказать по-другому: множество украинских олигархов заработали свое состояние на проценте от доходов, получаемых Леонидом Кучмой от продажи и реэкспорта природного газа.
Почему именно природный газ?
Дело в том, что Украина в конце девяностых потребляла рекордный объем газа - 75 млрд. куб. м. в год. Это было четвертым показателем в мире, что как минимум странно для государства, не входящего даже в первую двадцатку по объемам ВВП.
18 млрд. кубометров добывались внутри страны национальной акционерной компанией "Нефтегаз Украины" и рядом совместных предприятий, крупнейшие из которых - СП "Полтавская газонефтяная компания", "Пласт", СП "Укрнефтегазтехнология".
Весь газ, добываемый НАКом и часть, получаемого им за транзит, в обязательном порядке продавалась населению и бюджетным (государственным) организациям. Никто в Украине, кроме НАК "Нефтегаз Украины" не имел права продавать природный газ населению.
Остальной объем природного газа Украина получала от России в счет оплаты за транзит, или покупала в Туркменистане. Этот газ продавался промышленным предприятиям и реэкспортировался.
С самого начала идея создать "Нафтогаз Украины" принадлежала Игорю Бакаю и ряду функционеров принадлежащей ему компании "Интергаз". Игорь Бакай, пролоббировавший создание газового монстра, исходил из того, что бывший глава "Укргазпрома" Богдан Клюк был не в состоянии обеспечить достаточный приток денег для президента и его семьи.
Действительно, Клюк, как всякий красный директор, пытался откупиться ценными подарками. Впрочем, до сих пор остается открытым вопрос об исчезновении 7 млрд кубометров природного газа в последние месяцы "хозяйствования" гендиректора "Укргазпрома".
Бакай, оказался более талантливым исполнителем, чем "красный директорат". Прежде всего, он подходил к вопросу сбора всех энергетических денег под одной крышей с большим размахом.
Это неудивительно, поскольку у Бакая уже был достаточный опыт в работе на рынке. Так, в 1994 году Кабинет Министров поручил учрежденной Бакаем корпорации "Республика" рассчитаться деньгами и товарами за туркменский газ на сумму 663,9 млн. долл.
С 1996 году Игорь Михайлович вместе с Игорем Шаровым создал компанию ЗАО "Интергаз", торговавшую газом, затем взял под патронат еще ряд структур по реализации газа (например "Континенталь").
Но главное в этой ситуации - Игорь Бакай был другом президента Украины.
Как рассказал член парламентского комитета по ТЭК Александр Гудыма, "в Украине в те времена 65-70% газового рынка находились в тени".
"Во времена Игоря Бакая закупка российского и туркменского природного газа велась с серьезными нарушениями, значительные объемы топлива реэкспортировались из страны. Самые большие злоупотребления случались с туркменским природным газом, который покупался по личным договоренностям Леонида Кучмы и Сапармурата Ниязова. Я уверен, что большую часть денег от этой деятельности получал себе лично Леонид Кучма, который позволял часть нелегальной прибыли НАКа оставлять для своих нужд сначала Бакаю, а потом Азарову" - сказал Гудыма.
На чем же конкретно могли заработать Игорь Михайлович и Леонид Данилович, и о каких объемах средств идет речь?
Россия поставляла в страну 30 млрд. кубометров природного газа в качестве уплаты за транзит по 80 долларов за тысячу кубометров. "Нафтогаз" перепродавал этот газ посредникам, а те, в свою очередь, поставляли промышленным предприятиям.
Используя бартерно-вексельные схемы и прочие ухищрения, посредники зарабатывали как минимум 5 долларов на 1000 кубометрах. Таким образом, общий объем сливок, снимаемый с такого рода операций, превышал 150 млн. долларов в год.
Надо сказать, что 40% всех продаж природного газа в 1998-2000 годах контролировали коммерческие фирмы Бакая – "Интергаз" и ее дочки. Это подтверждает сводка основных должников за природный газ в 1999 году. Тогда задолженность "Интергаза" перед "Нафтогазом" составляла 197,26 млн. долларов при полном объеме задолженности 274,54 млн. долларов.
"Друг президента" продавал минимум 12 млрд. кубов газа через целый ряд трейдеров и дочерних компаний, зарабатывая на каждом кубометре по 5 долларов. Годовая прибыль от таких сделок превышала 60 млн. долларов.
"На рынке царила настоящая вакханалия – множество посредников, покупавших газ у "Нафтогаза" дороже, чем продавали его, подразумевали, что не будут рассчитываться" - рассказал Александр Гудыма.
Но не этот вид деятельности был самым лакомым. Лучше всего было зарабатывать на перепродаже газа в Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию, Румынию и Болгарию. Объем такого рода реэкспорта традиционно колебался в размерах 7-8 млрд. кубов ежегодно.
Отметим, что российский газ с доставкой в Украину обходился 80, а туркменский 60 долларов за тысячу кубов. А на рынках Восточной Европы его покупали по 100-110 долларов за 1000 куб.м. Чистая прибыль при улаживании всех вопросов (транспортировка, взятки таможне и пр.) достигала 20 долларов на тысяче кубометров.
Впрочем, где-то в середине царствования Бакая в НАКе Туркменистан отказался поставлять природный газ в страну из-за хронически неплатежей со стороны украинских потребителей.
Возникла еще одна проблема. Чтобы получать газ для реэкспорта с 1999 года Игорь Бакай принял решение начать несанкционированный отбор российского топлива из трубы. Таким образом, было получено газа на сумму более, чем в 1,43 млрд. долларов (порядка 18 млрд. куб.м. то есть объем годовой добычи страны).
Большая часть этих объемов ушла на экспорт в страны Восточной Европы. При этом и Польша и Венгрия и Словакия зафиксировали полученные объемы. А Украина нет.
Как уже было сказано, объем прибыли от реэкспорта природного газа составил 20 долларов на тысяче кубов, или 360 миллионов долларов за весь период. Это - объем средств, который государство потеряло. На этом приобрели посредники, перепродающие газ на запад, находящиеся под непосредственным контролем Бакая.
"Весь объем долга за отобранный природный газ лег на "Нафтогаз Украины", причем компания только в прошлом году погасила этот громадный долг. Прибыль от этих продаж пошла в карман президента Украины, Бакай должен был получать лишь процент. Хотя как свидетельствуют пленки Мельниченко, он не всегда возвращал всю сумму, что позволило Азарову поставить на это место своего человека" - пояснил ситуацию Гудыма.
На самом деле в пленках Мельниченко зафиксирован не момент невозвращения средств от торговых операций, а тот факт, что Игорь Бакай пытался без согласования с Кучмой заработать на "Нафтогазе" дополнительные деньги через фирму, учрежденную им и Владимиром Литвином. Фирма нынешнего спикера продавала "Нафтогазу" интеллектуальную собственность стоимостью десятки миллионов долларов.
Фактически Бакая уволили, не за то, что он недоплачивал за перепродажу природного газа, идущего за границу. Эти объемы всегда были под контролем бывшего президента. А за то, что решил без согласования с Кучмой еще немного потрясти "Нафтогаз".
Впрочем, соблазн порулить громадными объемами газовых средств остается и сегодня. "Представьте, насколько серьезному искушению подвергается председатель правления НАК "Нафтогаз Украины". Он получал официальную зарплату в 5000 гривен, а сидит на обороте в миллиарды долларов. Сейчас, например, одна сумма немецкого кредита составляет 2 млрд. долларов" - говорит Александр Гудыма.
Действительно, "Нафтогаз" и сегодня остается заповедником, подконтрольным официально - премьер-министру, согласно неформальным договоренностям - Александру Зинченко, а фактически - вообще непонятно кому.
При этом, легальная чистая прибыль этого монстра в прошлом году превысила 1,26 млрд. грн. А по данным одного из бывших топ-менеджеров компании, с учетом реэкспорта и всех скрытых от общественности операций, достигает миллиарда долларов.
"Как можно в этой ситуации избежать нарушений? Есть два принципиальных способа. Надо либо усилить контроль за работой "Нафтогаза" со стороны Кабинета Министров и минтопэнерго, либо приватизировать дочерние предприятия "Нафтогаза". Последняя идея позволит привлечь инвесторов, в которых особенно нуждаются такие компании, как "Укртрансгаз" и "Укртранснафта" - утверждает Гудыма.
"Таким образом, нам следует принципиально определиться с тем, какова будет энергетическая политика Украины в будущем" - говорит Александр Гудыма.
И, если идея приватизации "Укртрансгаза" и "Укртранснафты" сегодня требует тщательной подготовки, то том числе необходимо усилить контроль за менеджментом НАКа.
Только в этом случае создать полную прозрачность работы "Нафтогаза" можно за считанные дни.
Иначе может быть поздно.
По данным экспертов, как минимум половина этих денег оказалась в собственности экс-президента Украины Леонида Кучмы. Более того, в схемы на газовом рынке оказалось втянута добрая треть украинских политиков. В том числе и целый ряд государственных чиновников, которые сегодня занимают в стране ключевые должности.
Эксперты утверждают, что более-менее серьезные капиталы в Украине были заработаны на торговле природным газом. На самом деле эту фразу точнее было бы сказать по-другому: множество украинских олигархов заработали свое состояние на проценте от доходов, получаемых Леонидом Кучмой от продажи и реэкспорта природного газа.
Почему именно природный газ?
Дело в том, что Украина в конце девяностых потребляла рекордный объем газа - 75 млрд. куб. м. в год. Это было четвертым показателем в мире, что как минимум странно для государства, не входящего даже в первую двадцатку по объемам ВВП.
18 млрд. кубометров добывались внутри страны национальной акционерной компанией "Нефтегаз Украины" и рядом совместных предприятий, крупнейшие из которых - СП "Полтавская газонефтяная компания", "Пласт", СП "Укрнефтегазтехнология".
Весь газ, добываемый НАКом и часть, получаемого им за транзит, в обязательном порядке продавалась населению и бюджетным (государственным) организациям. Никто в Украине, кроме НАК "Нефтегаз Украины" не имел права продавать природный газ населению.
Остальной объем природного газа Украина получала от России в счет оплаты за транзит, или покупала в Туркменистане. Этот газ продавался промышленным предприятиям и реэкспортировался.
С самого начала идея создать "Нафтогаз Украины" принадлежала Игорю Бакаю и ряду функционеров принадлежащей ему компании "Интергаз". Игорь Бакай, пролоббировавший создание газового монстра, исходил из того, что бывший глава "Укргазпрома" Богдан Клюк был не в состоянии обеспечить достаточный приток денег для президента и его семьи.
Действительно, Клюк, как всякий красный директор, пытался откупиться ценными подарками. Впрочем, до сих пор остается открытым вопрос об исчезновении 7 млрд кубометров природного газа в последние месяцы "хозяйствования" гендиректора "Укргазпрома".
Бакай, оказался более талантливым исполнителем, чем "красный директорат". Прежде всего, он подходил к вопросу сбора всех энергетических денег под одной крышей с большим размахом.
Это неудивительно, поскольку у Бакая уже был достаточный опыт в работе на рынке. Так, в 1994 году Кабинет Министров поручил учрежденной Бакаем корпорации "Республика" рассчитаться деньгами и товарами за туркменский газ на сумму 663,9 млн. долл.
С 1996 году Игорь Михайлович вместе с Игорем Шаровым создал компанию ЗАО "Интергаз", торговавшую газом, затем взял под патронат еще ряд структур по реализации газа (например "Континенталь").
Но главное в этой ситуации - Игорь Бакай был другом президента Украины.
Как рассказал член парламентского комитета по ТЭК Александр Гудыма, "в Украине в те времена 65-70% газового рынка находились в тени".
"Во времена Игоря Бакая закупка российского и туркменского природного газа велась с серьезными нарушениями, значительные объемы топлива реэкспортировались из страны. Самые большие злоупотребления случались с туркменским природным газом, который покупался по личным договоренностям Леонида Кучмы и Сапармурата Ниязова. Я уверен, что большую часть денег от этой деятельности получал себе лично Леонид Кучма, который позволял часть нелегальной прибыли НАКа оставлять для своих нужд сначала Бакаю, а потом Азарову" - сказал Гудыма.
На чем же конкретно могли заработать Игорь Михайлович и Леонид Данилович, и о каких объемах средств идет речь?
Россия поставляла в страну 30 млрд. кубометров природного газа в качестве уплаты за транзит по 80 долларов за тысячу кубометров. "Нафтогаз" перепродавал этот газ посредникам, а те, в свою очередь, поставляли промышленным предприятиям.
Используя бартерно-вексельные схемы и прочие ухищрения, посредники зарабатывали как минимум 5 долларов на 1000 кубометрах. Таким образом, общий объем сливок, снимаемый с такого рода операций, превышал 150 млн. долларов в год.
Надо сказать, что 40% всех продаж природного газа в 1998-2000 годах контролировали коммерческие фирмы Бакая – "Интергаз" и ее дочки. Это подтверждает сводка основных должников за природный газ в 1999 году. Тогда задолженность "Интергаза" перед "Нафтогазом" составляла 197,26 млн. долларов при полном объеме задолженности 274,54 млн. долларов.
"Друг президента" продавал минимум 12 млрд. кубов газа через целый ряд трейдеров и дочерних компаний, зарабатывая на каждом кубометре по 5 долларов. Годовая прибыль от таких сделок превышала 60 млн. долларов.
"На рынке царила настоящая вакханалия – множество посредников, покупавших газ у "Нафтогаза" дороже, чем продавали его, подразумевали, что не будут рассчитываться" - рассказал Александр Гудыма.
Но не этот вид деятельности был самым лакомым. Лучше всего было зарабатывать на перепродаже газа в Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию, Румынию и Болгарию. Объем такого рода реэкспорта традиционно колебался в размерах 7-8 млрд. кубов ежегодно.
Отметим, что российский газ с доставкой в Украину обходился 80, а туркменский 60 долларов за тысячу кубов. А на рынках Восточной Европы его покупали по 100-110 долларов за 1000 куб.м. Чистая прибыль при улаживании всех вопросов (транспортировка, взятки таможне и пр.) достигала 20 долларов на тысяче кубометров.
Впрочем, где-то в середине царствования Бакая в НАКе Туркменистан отказался поставлять природный газ в страну из-за хронически неплатежей со стороны украинских потребителей.
Возникла еще одна проблема. Чтобы получать газ для реэкспорта с 1999 года Игорь Бакай принял решение начать несанкционированный отбор российского топлива из трубы. Таким образом, было получено газа на сумму более, чем в 1,43 млрд. долларов (порядка 18 млрд. куб.м. то есть объем годовой добычи страны).
Большая часть этих объемов ушла на экспорт в страны Восточной Европы. При этом и Польша и Венгрия и Словакия зафиксировали полученные объемы. А Украина нет.
Как уже было сказано, объем прибыли от реэкспорта природного газа составил 20 долларов на тысяче кубов, или 360 миллионов долларов за весь период. Это - объем средств, который государство потеряло. На этом приобрели посредники, перепродающие газ на запад, находящиеся под непосредственным контролем Бакая.
"Весь объем долга за отобранный природный газ лег на "Нафтогаз Украины", причем компания только в прошлом году погасила этот громадный долг. Прибыль от этих продаж пошла в карман президента Украины, Бакай должен был получать лишь процент. Хотя как свидетельствуют пленки Мельниченко, он не всегда возвращал всю сумму, что позволило Азарову поставить на это место своего человека" - пояснил ситуацию Гудыма.
На самом деле в пленках Мельниченко зафиксирован не момент невозвращения средств от торговых операций, а тот факт, что Игорь Бакай пытался без согласования с Кучмой заработать на "Нафтогазе" дополнительные деньги через фирму, учрежденную им и Владимиром Литвином. Фирма нынешнего спикера продавала "Нафтогазу" интеллектуальную собственность стоимостью десятки миллионов долларов.
Фактически Бакая уволили, не за то, что он недоплачивал за перепродажу природного газа, идущего за границу. Эти объемы всегда были под контролем бывшего президента. А за то, что решил без согласования с Кучмой еще немного потрясти "Нафтогаз".
Впрочем, соблазн порулить громадными объемами газовых средств остается и сегодня. "Представьте, насколько серьезному искушению подвергается председатель правления НАК "Нафтогаз Украины". Он получал официальную зарплату в 5000 гривен, а сидит на обороте в миллиарды долларов. Сейчас, например, одна сумма немецкого кредита составляет 2 млрд. долларов" - говорит Александр Гудыма.
Действительно, "Нафтогаз" и сегодня остается заповедником, подконтрольным официально - премьер-министру, согласно неформальным договоренностям - Александру Зинченко, а фактически - вообще непонятно кому.
При этом, легальная чистая прибыль этого монстра в прошлом году превысила 1,26 млрд. грн. А по данным одного из бывших топ-менеджеров компании, с учетом реэкспорта и всех скрытых от общественности операций, достигает миллиарда долларов.
"Как можно в этой ситуации избежать нарушений? Есть два принципиальных способа. Надо либо усилить контроль за работой "Нафтогаза" со стороны Кабинета Министров и минтопэнерго, либо приватизировать дочерние предприятия "Нафтогаза". Последняя идея позволит привлечь инвесторов, в которых особенно нуждаются такие компании, как "Укртрансгаз" и "Укртранснафта" - утверждает Гудыма.
"Таким образом, нам следует принципиально определиться с тем, какова будет энергетическая политика Украины в будущем" - говорит Александр Гудыма.
И, если идея приватизации "Укртрансгаза" и "Укртранснафты" сегодня требует тщательной подготовки, то том числе необходимо усилить контроль за менеджментом НАКа.
Только в этом случае создать полную прозрачность работы "Нафтогаза" можно за считанные дни.
Иначе может быть поздно.