Что тебе снится, бензоколонка?
В России легко быть богом и трудно быть человеком.
Попытка быть человеком строго преследуется по суровому русскому закону и мудрому народному обычаю. А вот удавшаяся попытка быть богом – ну, русским богом: карающим, вороватым, придурковатым, но удалым и молодецки-циничным, по головам своих и чужих граждан едущим на телеге с мигалкой под названием Россия к вратам сияющей истины, – вызывает восторг и благоговение. И детали этого бытия божьего передаются из поколения в поколение русского народа.
Вот только можно ли применить к исторической общности людей, населяющих территорию Российской Федерации, определение "народ"? Или более уместным будет термин "толпа"?..
Толпа людей, населяющих территорию Российской Федерации. Или, еще точнее для текущего момента – толпа ватников, многовековыми зарослями бурьяна колосящаяся на территории на одной шестой части суши.
Ну не может народ 95% времени своего существования думать как один человек. Думать не своими мыслями, а мыслями хана, царя, генсека или теперь вот президента. А вот толпа – может.
Скептики возразят, что толпа – образование временное и не может быть константой на протяжении веков. Но территория России рождала множество феноменов, ужасавших остальной мир – родила и этот.
Сейчас, как известно, три четверти россиян готовы поддержать Путина в случае войны с Украиной. Подавляющее большинство россиян – 93% – одобрили аннексию Крыма, из них 80% выступали за аннексию, даже если бы ради этого нужно было начать войну. И вот измеренный социологами в апреле индекс счастья россиян достиг максимума за последние 25 лет: счастливыми "русской весной" ощутили себя 78% опрошенных жителей РФ.
Российские оппо-интеллектуалы, и, в частности, великолепный Андрей Пионтковский, объясняют эту глубокую патологию сознания подавляющего большинства россиян "15 годами телевизионного растления народа", "действием жесточайшего излучения телевизионной порно-пропаганды".
Да. Конечно. Безусловно.
Только вот мне почему-то вспоминается старый анекдот: "Больной, вы страдаете извращениями? – Что вы, доктор, я ими наслаждаюсь..."
"Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад..." Эта формула гения русской словесности отображает извечное состояние ума русских людей. А заодно и состояние ума самого гения русской словесности, который своими "Клеветникам России" и "Бородинской годовщине" давал гневную отповедь "либерастам из Гейропы", без должного восторга принявшим кровавое подавление Россией польского национально-освободительного восстания в 1830-1831 годах.
Пример главного поэта России, мастера слова, большого мыслителя, находившегося в ровно том же ментальном анабиозе, что и большинство населения России, показателен – это диагноз всей страны.
Как не согласиться с Пионтковским – Трубный Паханат и Ботоксная Дзюдохерия посадили страну на инъекционную систему, на телевизионный "крокодил", превращая миллионы людей в интеллектуальных инвалидов.
Однако "подсесть на систему" – это всегда добровольный выбор.
Для уважаемого Андрея Пионтковского созрел вопрос: а были ли вообще когда-нибудь хоть сколько-нибудь значительные периоды существования российского народа, когда бы он не был "растлен" властной пропагандой и не поддерживал кровавую деспотию и экспансионизм своих правителей? Мне представляется, что такие оттепели в русской жизни не превышали одного-двух десятилетий, после чего страна погружалась в еще более ужасную пучину мракобесия, чем та, что предшествовала кратковременной ремиссии.
Злые языки твердят, что Россия – это анал истории: здесь постоянно меняется содержимое, но не принцип происходящего. Время застыло здесь века три-четыре назад. Вот написал Лермонтов в 1841 году:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
А такое впечатление, что написано вчера о сегодняшнем дне.
Или вот правил в XVI веке Россией царь Ирод – Иван Грозный, закомплексованный и коварный параноик – и в XXI-м такой же Ирод в Кремле. Грозный "отрекался" от престола, чтобы затем по просьбе добрых москвичей вернуться и в благодарность им же устроить жизнь жуткую лютую, и В.В.Х. также третий срок пафосно "пропустил", хотя москвичи слезно просили остаться.
Грозный ставил вместо себя клоуна на царство, и Х-мэн медвежонка Айфоню на трон сажал. Грозный опричнину учредил, и сегодняшний русский царь – то же самое. А недавно и формализовать ее решил, протаскивая новый закон.
Так что изменилось за 450 лет? Что Малюта Скуратов митрополита Филипа собственноручно душил – а Политковскую наемные киллеры застрелили?..
Этот бесконечный день русского сурка, когда страной из века в век управляют бесноватые тираны, а народ вместо того чтобы сбросить их, присягает им на верность, молится на них, бальзамирует их трупы, а затем стройными рядами марширует в свежераздутую топку безумия нового коронованного мерзавца – это не ужасная ошибка, не Божья кара и не сардонический смех Провидения. Это всего лишь принцип существования этой страны.
Ведь что на самом деле есть Россия? – Огромное, сшитое из разноцветных кусков одеяло, которому снится сон, что оно вовсе не допотопная, пропитанная кровью поколений ткань, а парус огромного корабля, плывущего через бесконечный, полный врагов океан в объятья улыбающемуся Богу.
Это одеяло укрывает миллионы спящих – несчастных, обездоленных, ограбленных и порабощенных людей. Они не имеют единого закона, морали и ценностей, часто – ненавидят друг друга. Но всегда и везде – любят свое одеяло, а себя считают командой чудесного корабля. Командой, выполняющей секретную операцию Господа Бога по улучшению и очищению мира.
У них – особая миссия, они – избранный народ, искупающий грехи остального человечества. Потому что это они множество раз спасали мир и отдельные страны – сначала от монголо-татар, затем от Наполеона, потом от Гитлера, после этого – от Третьей мировой. Сейчас вот – от неонацизма.
Этот сон, который население России видит веками, ужасен, но пробуждение будет еще более чудовищным.
Ведь проснувшись, народ обнаружит, что он не историческая общность – а персонал на бензоколонке. Который вправе делать только одно – работать на бензоколонке и пить водку.
Что "по уровню коррупции, продолжительности жизни, уровню инвестиций в науку" и другим показателям Россия, как констатирует в своей статье Кончаловский, "находится не в Европе и даже не в Азии" – а в Африке.
Что 35 миллионов россиян, как и 4 века назад, не имеют канализации. Что, кроме сырья и депрессии, Россия ничего не дает миру.
Что народом-богоносцем, народом-освободителем они всегда были только в своих гиперкомпенсационных грезах. На самом же деле являлись для "освобожденных" стран жестоким варваром-поработителем, а для западной цивилизации – ордой православных бородатых зулусов в лаптях, только в 16 веке с топорами и кольями, а в 21 – с установками "Град" и ядерным оружием.
Что вся история "славных российских побед и деяний" – тотальная фальсификация и мистификация, в лучшем случае – полуправда, скрывающая цену этих побед и деяний.
Кому захочется узнать такую правду о себе?
Именно поэтому российский народ не хочет просыпаться.
Великодержавная шовинистическая пропагандистская ложь давно стала частью каждого россиянина. Ну не каждого, а 93%, одобривших аннексию Крыма. Именно эти чипы величия, "старшебратности", мессианства, богоносности и "силы в правде", которые наши соседи добровольно вмонтировали себе в голову и передают из поколения в поколение, подзаряжая от газет и телевидения – и есть условие и гарантия существования России.
Именно этот суперклей не дает развалиться колоссу на глиняных, а теперь – нефтегазовых, ногах.
Гигантская, многонациональная, многоконфессиональная, многоукладная и при этом технологически, административно, инфраструктурно и культурно отсталая страна может существовать, только если обратит своих подданных в агрессивных рабов с манией величия.
Впрочем, "обратит" – неуместное слово: садо-мазо отношения в модальности "добрый господин – верные рабы", длящиеся веками, возможны только по обоюдному согласию.
В России трудно быть человеком – потому что трудно быть свободным среди рабов. Но и осознавать себя рабом – нестерпимо. Проблема только в том, что осознают – единицы. Народ, одни представители которого массово производят сюжеты о "распятых мальчиках", а другие представители также массово в них верят, достоин своего рабства.
Это ведь не Киселев и Габриэлянов снимают тысячи подобных сюжетов. Это делают простые русские Вани и Тани. И не состоят на службе в ФСБ сотни тысяч россиян, истекающих ненавистью к "украм" в соцсетях.
И это не Шойгу приезжает на кроссовом мотоцикле со снайперской винтовкой на украинскую границу, стреляет в наших пограничников, и после каждого попадания смеется. И бесконечный поток наемников-добровольцев идет к нам не из мировых террористических центров – к нам едут Коли из Рязани, которым захотелось пострелять в фашистов и заработать денег.
Россия всегда была силой, разрушающей Украину. Она разрушала ее физически, культурно, духовно. Однако не смогла разрушить. И не сможет. Потому что несмотря на то, что до 1991 года формально не существовало государства Украина – самый "убийственный" аргумент ватников – существовал и будет существовать украинский народ, с которым приходилось считаться самым могущественным правителям.
А вот к общности, проживающей на российской территории, больше подходит определение покойной Новодворской – "население", а в периоды, когда его охватывает агрессивное безумие – толпа.
Так вот: никогда толпа не победит народ.
И никогда у нас не будет добрых отношений с Россией. А если и наступит затишье – то только до следующего обострения. До тех пор, пока соседи не покаются за содеянное. За сегодняшнее, за довоенный, военный и послевоенный террор в Западной Украине, за Голодомор, за коллективизацию и раскулачивание, за Сталина, за Ленина, за Путина...
Мне кажется, что такое покаяние возможно только в одном случае – если Россия перестанет существовать.
То есть, название может и останется, но страна это будет уже совсем другая.
Зорий Давидович, специально для УП