Уроки "Радио Руанды" для Украины и российских СМИ

3939 просмотров
Вторник, 15 июля 2014, 16:19
Татьяна Попова
управляющий партнер рекламной группы Мех, партнер украинского кризисного медиа-центра, для УП

1994 год ознаменовался событием, которое можно охарактеризовать как "один из самых страшных фактов геноцида за последние 50 лет". То, что произошло в одной африканской стране, на самом деле является актуальными сегодня для отношений Украины и России.

Анализируя происходящее, невольно начинаешь проводить параллели между этими ничем не связанными событиями.

В 1994 году в Руанде началось массовое истребление населения. Народности хуту и тутси, жившие несколько веков бок о бок, говорившие на одном языке и придерживавшиеся одних и тех же традиций – под воздействием СМИ превратились в смертельных врагов.

За несколько месяцев было убито около 937 тысяч человек. Скорость убийств превышала в пять раз скорость убийств в немецких концлагерях в годы Второй мировой войны.

Что же послужило причиной столь кровопролитной вражды и ненависти? Международный Гаагский трибунал пришел к выводу – средства массовой информации.

Именно медиа сыграли решающую роль в массовых убийствах населения Руанды. Представители СМИ целенаправленно разжигали межплеменную ненависть и открыто призывали к насилию и массовым убийствам. Ключевую роль сыграли газета "Кангура", государственное радио Руанды и частная радиостанция "Тысяча холмов".

Вещатель геноцида

Геноцид начинался с приемника. Радиоведущие в прямом эфире использовали для обозначения "тутси" слово "inyenzi" – тараканы. Ежедневно звучали лозунги: "Работайте, работайте, могилы еще не полны!" Более наглядно призы к насилию можно увидеть в расшифровках радиопередач:

23.05.1994

"Позвольте мне поздравить тысячи и тысячи молодых людей... Они тренировались, чтобы бороться с "инкотаньи" (тутси). Любой ценой все "инкотаньи" должны быть истреблены по всем уголкам страны. Даже те из них, кто успеет добежать до аэропорта или убежища, должны расстаться с жизнью на месте. Кто-то будет прикидываться беженцем, кто-то изображать пациента, кто-то – медсестру. Глядите в оба, потому что они знают много уловок...

Должны ли мы искать в лагерях беженцев родителей, которые отправили своих детей в ПФР, и убивать их? – Я думаю, что да. Нам следовало бы еще приходить в лагеря беженцев в соседних странах и поступать так же. Это, конечно, невозможно, но если "инкотаньи" и продолжат вести себя как прежде, мы можем приняться хотя бы за тех, кто возвращается из-за границы.

Потому что, если уж мы должны следовать принципу "око за око", надо реагировать. По-другому быть не может".

31.05.1994

"Прошлой ночью я видел ребенка тутси, которого ранили и сбросили в яму глубиной 15 метров. Он умудрился выбраться из ямы, и его прикончили дубиной. Перед смертью его допросили... Мне непонятно, о чем думают "инкотаньи". У них не больше оружия, чем у нас. У них куда меньше людей. Думаю, они исчезнут, если не отступят".

05.06.1994

"Мы просим правительство Руанды найти нам оружие. Если это возможно, надо одолжить или взять в аренду оружие, чтобы убить всех "инкотаньи", которые есть в стране...

Если сто тысяч молодых людей встанут под ружье, мы убьем и уничтожим их всех. У нас это получится, потому что они все принадлежат к одной этнической группе. Надо посмотреть на телосложение и внешний вид человека. Если вы видите маленький нос – сломайте его.

Если понадобится, мы потратим год на борьбу с "инкотаньи", истребим их всех, чтобы они наконец поняли, что никому не нужны, что у них нет власти, что они побеждены".

Правительство Руанды целенаправленно использовало СМИ как оружие массового поражения. Благодаря своему охвату пропагандистские лозунги звучали в каждом доме. Хуту получали четкие инструкции и указания по уничтожению тутси, а также одобрение подобных действий.

Пропагандисты преподнесли жестокость и насилие как единственный метод борьбы за выживание.

Спустя несколько лет Международный Гаагский трибунал по Руанде судил организаторов и вдохновителей геноцида. Наказание понесли призывавшие к насилию журналисты и чиновники, которые использовали СМИ в разжигании конфликта.

За разжигание ненависти через СМИ были приговорены к пожизненному заключению премьер-министр страны Жан Камбанде , основатель и директор "Радио и телевидения тысячи холмов" Фердинанд Нахимана и редактор газеты "Кангура" Хассан Нгезе . Радиоведущий Жорж Руджу, озвучивавший призывы убивать тутси, которых он называл "тараканами", получил 12 лет тюрьмы.

Российским журналистам, редакторам, директорам и владельцам СМИ, которые ведут информационную войну против Украины, стоило бы помнить печальный опыт своих коллег из Руанды.

Руководители пропагандистских телеканалов – Григорий Кричевский, "Звезда", Ашот Габрелянов, LifeNews, Евгений Бекасов, Россия 24, Антон Златопольский, Россия1, Константин Эрнст, Первый канал, Владимир Кулистиков, НТВ, а также Юлия Быстрицкая, ТВЦ, Ирина Варламова, РЕН ТВ, ведущие новостей как России, так и ДНР и ЛНР – судя по всему, наивно полагают, что смогут избежать наказания за целенаправленное разжигание межнациональной розни.

Часть сюжетов этих телеканалов содержат открытые призывы к насилию, а по колличеству неправдивой информации даже опережают "творения" коллег из Руанды.

Украина – не Руанда

Начиная с крымских событий и по сегодняшний день, украинское информационное пространство неоднократно подвергалось атакам со стороны российских СМИ.

Оружием массового поражения российские власти выбрали российские телеканалы.

Это абсолютно четко прослеживается как по сюжетам российской стороны, так и по активности захвата террористами региональных вещателей на Востоке Украины и моментальное переключение с украинских на российские каналы.

В борьбе за информационную безопасность нашей страны уже было предпринято ряд мер: отключение российских телеканалов из вещания кабельных сетей, мониторинг российских и региональных СМИ на предмет сепаратистских мотивов, информирование население о дезинформации и подготовка фактов нарушений правдивости информации и разжигании межнациональной вражды.

Российские телеканалы переполнены смонтированными сюжетами, призывающими к приезду добровольцев из России для "защиты русскоязычного населения".

Мы тщательно следим за их эфиром и готовы предоставить все нарушения российских СМИ мировому сообществу. Почти каждый из российских журналистов, кто "удостоился" кремлевского ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, на самом деле продолжает безнаказанно губить тысячи невинных людей – и россиян, и поверивших им жителей некоторой части Донецкой и Луганской областей, простых мирных жителей и украинских военных.

История Руанды показательна. Российским медиа-специалистам следует помнить, что информация никуда не исчезает, наоборот – она собирается, проверяется и оценивается. И что ни одно массовое преступление против человечества не осталось безнаказанным.

Татьяна Попова, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)