Государство или квазигосударство
Государство – это организация, которую люди создают ради защиты своих естественных, основных прав. Способы и порядок деятельности державы по их защите находят своё отражение в Конституции страны.
Но государство творят люди.
Держава – это всегда зеркало, в котором отражаются подлинные нравы, традиции и стереотипы поведения её населения. Тем самым государство является продолжением менталитета своих создателей.
Стереотип поведения людей в повседневной жизни трансформируется в стандарт отношений между государством и человеком. Поэтому государство и ведет себя по отношению к нам по тем же нравственным лекалам, по которым мы выстраиваем отношения между собой.
В этом смысле можно смело заявить: государство – это мы!
Если в процессе совместного бытия люди проявляют доброжелательность, благородство, сердобольность и склонность к созиданию, то итогом их усилий будет демократическое, правовое и социальное государство. Таковое без тени сомнения становится Отечеством для своих граждан.
Если стереотип поведения обитателей той или иной территории отличается подлостью, алчностью, склонностью ко лжи и предательству по отношению друг к другу – можно смело заявить, что созданное ими государственноподобное образование будет петлей на шее своих налогоплательщиков. Таковое не уважает достоинство, не оберегает свободу, не чтит права человека: посему не вправе признаваться государством в правовом смысле этого слова.
И, дабы не путаться в понятиях в контексте данной статьи, оное именуется квазигосударством.
Квазигосударство – это своеобразный муляж, суррогат, подделка под государство.
Иными словами, в стране есть учреждения, которые формально именуются так же, как их прототипы в цивилизованных странах: парламент, правительство, суды, прокуратура, полиция, армия и так далее. В реальности они не соответствуют своему конституционному предназначению, поскольку не стоят на страже прав человека. Конституцию они обрекают на фиктивность, национальное достояние – на разграбление, нацию – на вырождение.
Будем откровенны: Украина не является правовым государством, как это провозглашено в 1-й статье Конституции.
Является ли она независимой? Пожалуй, да. Но только от прав человека. А без них она не может именоваться демократической.
О её социальном качестве и говорить не приходиться: население ускоренными темпами вымирает, эмигрирует, падает жертвой опасных эпидемий.
Посему, как это ни прискорбно признавать, но под углом зрения прав человека Украина – квазигосударство.
В чём причина столь плачевного положения вещей? Не в злой воле тех или иных власть предержащих. Они – плоть от плоти своего народа, а потому ничуть не лучше и не хуже других. Причина в ином: в менталитете обитателей этой территории.
Последнее становится очевидным, когда судьба-злодейка возносит кого-либо из них на олимп власти. Там они продолжают вести себя в полном соответствии со своим менталитетом. Его содержание уже давно не тайна – повсеместное хамство.
В своё время об опасности прихода к власти носителей оного предупреждал писатель и религиозный философ Дмитрий Мережковский. В статье, увидавшей свет в 1905 году под весьма символическим названием "Грядущий хам" он, как бы предвосхищая будущее, отмечал: "У этого Хама в России – три лица. Первое, настоящее – над нами, лицо самодержавия… Второе лицо прошлое – рядом с нами, лицо православия… Третье лицо будущее – под нами, лицо хамства, идущего снизу – хулиганства, босячества, черной сотни – самое страшное из всех трех лиц".
Во весь свой зычный голос коллективный Хам гаркнул в октябре 1917-го. Именно его голос стал решающим в определении дальнейшего хода исторических событий.
Некогда писатель Владимир Набоков, читая лекции в университетах США, бился над проблемой пояснить студентам-славистам суть труднопереводимых русских слов: "интеллигенция", "пошлость", "мещанство" и "хамство". Говорят, с трудом, но смысл первых трёх он до слушателей всё-таки довёл, а вот в попытках растолковать суть такого понятия, как "хамство", признал своё поражение.
Думается, что одной из причин фиаско выдающегося знатока русской литературы стало полное незнание российской действительности: Набоков покинул страну до того, как хамство стало образом мысли, стилем жизни, в конечном итоге – сутью национального характера.
Вместе с тем под хамством следует понимать самую бесцеремонную, беспардонную и циничную форму унижения человеческого достоинства, сопровождаемую полным неведением последствий содеянного.
В просторечии таковое обрело вообще неподдающееся переводу понятие – жлобство.
Увы, именно это явление стало неотъемлемой частью бытия большевистской империи. Примеров в нашей истории не счесть. Но для иллюстрации приведу лишь два: один – из истории СССР, другой – из новейшей истории Украины.
В своё время известная советская актриса Татьяна Окуневская, женщина редкой красоты и неотразимого очарования, в 1948 году была подвергнута аресту. Впоследствии на её долю выпали тяжкие испытания тюрьмами и лагерями.
До оных она была популярной актрисой, избалованной вниманием поклонников из круга весьма влиятельных представителей советской номенклатуры. В их числе ей запомнился и министр государственной безопасности СССР Виктор Абакумов.
Доведенная до отчаяния своим плачевным положением, она решилась на письмо с мольбой о помощи. Написанное в обход лагерной администрации, оно дошло до адресата.
И вот однажды невидимая рука извлекла её из лагерного ада, доставив в Москву, на Лубянку, прямо в кабинет Абакумова.
Он вышел ей навстречу, поцеловал руку – так, словно дело было на каком-нибудь праздничном банкете. В глубине был уже накрыт стол на два куверта: коньяк, шампанское, фрукты, пирожные... Абакумов сделал актрисе приглашающий жест, сел напротив нее, разлил вино в бокалы. Помянули прошлое. Актриса уже уверовала, что все её мытарства позади. Наконец, министр, оставив светскую тему, заговорил о деле.
"Я прочел ваше письмо, – сказал он. – Неужели все, о чем вы там пишете, – правда?
– Правда, – подтвердила актриса.
– И вас действительно били? – спросил нарком.
– Били, – снова подтвердила она.
– А как тебя били? – спросил нарком. – Так?
И он дал ей кулаком в зубы.
– Или так?
Последовал еще один зубодробительный удар.
– Или, может быть, так?..
Натешившись вволю, нарком вызвал охрану. Избитую, окровавленную актрису унесли. Бросили в камеру, а спустя несколько дней отправили назад, в зону".
В 1954 году Окуневскую освободили, а Абакумова расстреляли. Физически он закончил своё бытие, но его дух и далее продолжал бродить по коридорам власти СССР.
А, судя по обстоятельствам трагической гибели Георгия Гонгадзе – и "независимой" Украины тоже.
Два этих, на первый взгляд, абсолютно не связанных между собой примера, в действительности, имеют одну общую основу: менталитет народа, породившего, поддерживавшего и восхвалявшего государство, которое руками своих многочисленных чиновников измывалось, истязало и убивало своих граждан.
Украина – осколок Архипелага ГУЛАГ, осколок империи зла.
Объявив себя формально независимой от последней, она фактически осталась в полной зависимости от хамства. Хамства, которое во всей неприглядности явило себя в ксенофобии, алчности, лживости и жестокосердии своих обитателей. Произошла лишь смена брендов: лозунг "Слава Украине!" вырос на месте "Слава КПСС!"
Посему, дав себе труд поразмыслить над мудрым изречением: "Маємо те, що маємо!", мы должны честно признать: имеем квазигосударство.
И не расстанемся с ним до тех пор, пока не начнём по капле выдавливать из себя злополучное хамство.
Конечно, выдавливать из себя суть национального характера – занятие не столь приятное, как вытеснять из страны представителей других национальностей. Но деваться некуда: начинать всё равно надо с себя.
Иначе на каком-то этапе истории можно оказаться в удручающем положении "титульной квазинации"!
Александр Мучник, президент Института демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины, специально для УП