Как мутирует демократия на постсоветском пространстве
Молдавия повторяет путь Украины. Только с отсрочкой в несколько лет. Если провести аналогии между двумя странами, можно увидеть определенный геополитический сценарий, который разыгрывается на постсоветском пространстве.
Эксперименты с демократией заканчиваются еще большей узурпацией власти.
28 ноября в Молдавии состоятся досрочные парламентские выборы. Очередная попытка страны выйти из хронического политического хауса, который длится уже больше года.
Вся загвоздка в том, что правящая коалиция, "Альянс за европейскую интеграцию", не может организовать конституционное большинство - 61 депутат, и избрать президента в парламенте. У коалиции только 53 мандата.
Остальные 48 принадлежат компартии, которая и блокирует голосование. Политики пытались с помощью референдума изменить Конституцию, и сделать так, чтобы президент избирался всенародно. Но из-за политической апатии, явка молдаван была критически низкой - всего 30%, тогда как минимум 33%.
В "Альянс за европейскую интеграцию" входит четыре политических силы.
Либеральная партия - лидер Михай Гимпу, исполняющий обязанности президента Молдовы, спикер парламента. Либерально-демократическая партия - лидер Влад Филат, премьер-министр. Демократическая партия - лидер Мариан Лупу, экс-спикер парламента. И последняя сила из представленных коалициантов - "Наша Молдова", лидер Серафим Урекян, первый вице-спикер.
На прошлой неделе к нам обратились несколько лидеров из Альянса для анализа хода избирательной кампании.
После изучения всех тонкостей молдавской политики, оказалось, что наши соседи идут по стопам их украинских коллег. И финал сражения уже можно предвидеть.
Сходится всё. Начиная от формата прихода демократов к власти, и заканчивая интригами внутри Альянса, противостоянием по линии президент-премьер, декларированием европейских ценностей и разладом отношений с Россией.
Почти целое десятилетие в Молдавии у власти находились коммунисты, во главе с президентом Владимиром Ворониным. Он точно так же, как и Леонид Кучма, отсидел два президентских срока и сформировал достаточно жесткую вертикаль власти. И все вроде бы шло мирно, на свое место он уже приготовил премьера Зинаиду Гречаную, а сам метил в кресло спикера.
В прошлом году прошли очередные парламентские выборы, на которых абсолютную победу одержали красные и близились президентские - исход которых уже, как будто, был предрешен.
Но здесь, откуда не возьмись, появились оппозиционеры - нынешняя правящая коалиции. Они смогли так разрекламировать пресловутые демократические ценности, что тысячи молдаван вышли на улицы. Даже лозунги были схожи. "Я никому ничего не должен" - ничем не хуже нашего "Ці руки нічого не крали".
Впрочем, во время манифестаций нашим соседям не так повезло. В отличие от Кучмы, Воронин проявил всю свою мощь и задействовал репрессивную машину.
Однако в результате все-таки пришлось назначить внеочередные парламентские выборы - считайте, наш третий президентский тур. На них верх взяли демократы.
А дальше - всё в лучших украинских традициях.
Кандидатура Мариана Лупу на пост президента была провалена парламентом из-за нехватки голосов. Заметьте, здесь молдавским политикам есть чему поучиться у украинских: наши тушек скупают десятками, тогда как молдаване не смогли организовать поддержку восьми.
Этим событием фактически был дан старт президентской гонки между всеми лидерами Альянса. А это, как нам известно, чревато публичным выяснением отношений и невозможностью работать одной командой. Каждый тянет одеяло на себя.
Вот, например, на минувшей неделе премьер-министр Влад Филат самостоятельно внес поправки в госбюджет, в обход процедуры обсуждения в парламенте. Поправки касались индексации пенсий. А потому важно было вырвать пальму первенства перед парламентскими выборами - в борьбе за звание наиболее "социально ответственного".
Впрочем, президент-спикер Михай Гимпу, после обвинений Филата в неконституционной самодеятельности, все-таки подписал закон. Помня баталии Виктора Андреевича и Юлии Владимировны, такие уступки со стороны молдавского президента оставляют надежду, что "еще не все потеряно".
Важно отметить, что тамошние демократы недалеко ушли от наших "реформаторов". Смыслы подменяются имитацией и хорошей упаковкой. Под пестрой, вздутой оберткой скрывается соломенная бутафория, а в лучшем случае советский "рачек".
Так, например, лидер нынешней Демократической партии Молдавии Мариан Лупу до этого делал карьеру в рядах коммунистической партии. Подобная миграция явно связана не с фундаментальным сдвигом в мировоззрении, а с политической конъюнктурой.
Вот только смена речевки "Пролетарии всех стран, объединяйтесь" на "Мы за европейские ценности", не сделает те самые ценности ближе.
Оттюнингованные политические лозунги работают только в процессе избирательной кампании. А дальше - либо есть конкретный результат, либо люди не приходят на референдум, тем самым демонстрируя безразличие к новой-старой власти.
Молдавские демократы, точно так же, как и украинские "оранжевые", своим первоочередным зданием посчитали смену внешнеполитического курса страны.
Если при коммунистах отношения России и Молдовы были вполне стабильными, то по приходу новой власти сразу же активизировались все болевые точки.
И.о. президента Михай Гимпу объявляет 28 июня днем советской оккупации. Со всеми прилагающимися атрибутами - минутой молчания и спуском государственного флага. Напомню: 28 июня 1940 года, в результате ультиматума советского правительства, Румыния покинула территорию Молдавии, и вошли советские войска.
Реакция Москвы была незамедлительной.
Во-первых, Госдума расценила такой ход событий, как "акт спланированной политической кампании, направленной против российско-молдавских отношений". Во-вторых, у русских моментально появились претензии к основной единице молдавского экспорта - вину. В украинских реалиях такими реперными точками был, например, вопрос признания Голодомора и последующая газовая война, которая взбудоражила не только Украину, но и Европу.
Кто остается в выигрыше от такой "сбалансированной" независимой внешней политики - вопрос.
Одна из основных статей дохода бюджета Молдавии - перечисления от выехавших за границу гастарбайтеров. Поэтому идти на конфликт с Россией, в ущерб экономической выгоде государства, демонстрирует не развитие демократии в обществе, а, скорее, показывает несостоятельность власти.
Кроме того, на сегодняшний день, очевидно, что европейская перспектива для постсоциалистических стран откладывается, как минимум на 10-15 лет.
В мире активно развивается тренд политики регионализации, на противовес глобализации. Это означает, что гораздо более перспективно добиваться регионального лидерства, например, в рамках причерноморского бассейна, чем рассчитывать на эфемерные европейские перспективы.
Вполне понятно, что коалиция, объединенная даже не на почве бизнес-интересов - такой формат у нас доказал свою жизнеспособность - а на базе дележки кабинетов и кресел, долго не протянет. Вспомните формат сотрудничества Ющенко-Тимошенко.
Пока молдавские демократы еще не исчерпали кредит доверия своих избирателей. Личные рейтинги довольно обнадеживающие: Марин Лупу имеет 51%, Влад Филат 45%, Михай Гимпу - 27%.
Главный вопрос заключается в наличии политической воли и способности пойти на компромисс.
На досрочные выборы партии из Альянса идут каждая самостоятельно. Они не создали ни общего блока, ни общей идеологической платформы.
Реального противовеса коммунистам, кроме Альянса, в Молдавии нет. При этом ни одна из партий, входящих в состав Альянса, не сможет самостоятельно победить на выборах. То есть, как бы тривиально ни звучало - viribus unitis, что значит сила в единстве.
Когда такая задача стояла перед украинскими политиками - жажда власти каждого отдельного лидера коалиции взяла верх.
Удастся ли молдавским политиком преломить существующий тренд, который свидетельствует о неэффективности демократической модели на постсовестком пространстве, станет ясно 28 ноября.
В случае же, если партии Альянса не прекратят конфликтовать, победу одержат коммунисты, которым нынешняя политическая нестабильность в стране играет на повышение рейтингов.
Ольга Ивахно, политолог, специально для УП