Какую историю вам рассказать?

138 просмотров
Пятница, 27 августа 2010, 15:46
Владимир Бродзинский
Вена, Австрия, для УП

Написать приемлемый для всех европейцев текст Конституции, наверное, намного легче, чем написать единый учебник по истории. Например, по истории Второй мировой войны для средней школы.

А надо ли такой писать?..

Единое - это обычно усредненное. Но зачем нужна усредненная история? Кардинальных разногласий в школьных учебниках стран Евросоюза и так нет. Они - продукт западной демократии и смотрят на мир ее глазами.

Однако, как говорит мой сосед-историк, разница в учебниках истории стран Евросоюза лишь на первый взгляд небольшая. Она кроется в мелочах или даже только в расставленных акцентах. Так сказать, в ретуши. Но в итоге школьники одной страны, бывает, вообще не знают того, чем непомерно гордятся в другой.

А если бы учебник был единым, может быть, история той же Второй мировой получилась бы в нем, все-таки, не усреднённее, а справедливее?

Не будем заниматься цензурой. Но никто не запрещает полистать учебники и попытаться сравнить и оценить их содержание.

Австрийские дети, например, узнают из своего учебника много подробностей о Второй мировой войне. В нем всё строится, в основном, на воспоминаниях свидетелей. А идеологические оценки в последнее время все больше близятся к тому, что присоединенная в 1938 году к нацистской Германии Австрия была не одной из первых жертв Гитлера, а его преступной правой рукой.

Немецкие учебники, осуждая нацизм и его преступления, конечно, указывают число пропавших в конце войны беженцев и погибших горожан во время бомбардировок немецких населенных пунктов американской и английской авиацией.

А английские учебники огромных цифр жертв этих бомбардировок не дают. Английским школьникам учебники толково и объективно преподносят ход боевых действий, особенно после открытия в 1944 году "второго фронта" на западе Европы. Но - непонятно почему - молчат о движении сопротивления в оккупированных странах Европы, о немецком терроре против мирного населения на территории Чехии, Польши, Украины, Белоруссии и России. И почти не рассказывают о восточном фронте и потерях среди армии и гражданского населения в СССР.

Итальянским школьникам учителя упорно внушают, что именно в Италии, как в никакой другой стране, евреи тогда чувствовали себя "особенно защищенными".

Авторы французского учебника, видимо, стыдясь, вообще решили не рассказывать детям о временном подъеме, с которым народные массы после сдачи Гитлеру Парижа встретили поддерживавший нацистов режим маршала Петена.

Да и у американцев не все идеально. Как пишет занимающийся этой проблематикой известный французский историк Марк Ферро, ни в одном из учебников вы там не найдете изображение разрушенной Хиросимы...

Книги, как и люди, иногда бывают интересны не тем, о чём они рассказывают, а тем, о чём они умалчивают...

Владимир Бродзинский, Вена, Австрия, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)