Иллюзия выбора

Среда, 13 января 2010, 10:25

Человеческая жизнь - множественный ряд сменяющихся один за другим выборов. Выбор является не только одним из принципов существования человека, но и непосредственной причиной качества этого существования. Другими словами, выбор - это двигатель жизненных перемен. Совместный выбор - перемен глобальных.

Президентские выборы в данном контексте - мельчайшие звенья в огромной цепи жизненных выборов. Но в совокупности эти звенья изменяют не только жизнь избранного, но и каждого, кто совершает выбор. Иногда изменяют колоссально. Каким будет полюс перемен, зависит от каждого выбирающего.

К сожалению, человек не наделен даром предвидения, и определить сделанный выбор на верность или ложность может только время. Однако бесспорным является то, что вероятность правильного решения значительно увеличивается при осмысленном выборе.

Отсутствие свободы выбора в тоталитарной Украине сменилась проблемой свободы сознательного выбора в Украине демократической. Управляя общественным сознанием, политическая индустрия создала иллюзию выбора, лишая человека возможности совершать собственный сознательный выбор на выборах президента.

Противостоять этому сложно, но можно - достаточно знать механизмы и принципы воздействия на выбор человека, а дальше - трезвый анализ и здравый смысл.

Главный вопрос, который ставит себе тот или иной политтехнолог, это вопрос о том, на чем основывается человеческий выбор и что на него влияет; а главная задача - наделить кандидата необходимым спектром "наживок", расставить сети, периодически закидывать удилища и отлавливать электорат.

Чем разнообразнее технологии, дороже инструментарий и количество задействованных лиц - тем лучше улов. Непосредственно личность кандидата существенной роли не играет, точнее, не играет никакой - ну, если только избиратель не знаком с кандидатом лично.

Существует огромное количество уловок, на которые попадается неискушенный избиратель. Остановимся на классических.

Основными каналами, через которые информация поступает в сознание, являются глаза и уши. На эти человеческие органы и рассчитана вся предвыборная агитация. По сути, избирательная кампания заключается в эффективно меняющихся картинках и словах на флаерах и плакатах кандидата, в статьях, видеороликах и сюжетах о нем.

Важно осознавать, что красивая картинка и оригинальное словосочетание на предвыборном плакате имеют отношение к кандидату не многим больше, чем к любому человеку, так как являются продуктом творчества дизайнера и копирайтера, а не кандидата.

Тоже касается и предвыборных видеороликов, порою настолько убедительных, что начинаешь сожалеть, о том, что в президенты баллотируется рекламируемый кандидат, а не сценарист или режиссер этой рекламы.

Не всегда, но часто за яркой картинкой и красноречивым текстом стоит абсолютно безликая и немая фигура кандидата. Слова на предвыборных плакатах и в агитационных видеороликах - это просто красивые слова, как правило, придуманные, написанные и прочитанные не кандидатом. Относитесь к этим словам соответственно.

В погоне за позитивной эмоцией электората, политтехнологи делают особый акцент на внешности кандидата, стремясь вызвать симпатию избирателя. Выбор на основе такого рода симпатии, в случае с президентскими выборами, очевидно неуместен.

Привлекательная внешность - это критерий для других жизненных выборов, носящих более интимный характер. В данном же случае, критерий внешности не должен быть определяющим фактором при выборе - и это тоже следует осознавать.

Политтехнологи работают и на других человеческих чувствах, таких как страх, горе, сострадание, неизбежность, жалость и так далее.

Предвыборные басни, типа "этот кандидат - зло и оно должно умереть", "этот - благо, благо, сошедшее с небес". Или - "только этот кандидат спасет человечество" - это просто эмоционально насыщенный пафос, не имеющий под собою ни фактов, ни оснований. Старайтесь отбросить эмоции при выборе - холодный расчет надежнее.

Стремление выглядеть лучше - это естественное желание каждого, и кандидаты здесь не исключение. Людям свойственно скрывать свои недостатки и демонстрировать достоинства. Вопрос в том, насколько далеко при этом они уходят от себя реального.

Политтехнологи могут выбелить белое до слепоты, а черное стереть до прозрачности. Способов - не счесть. Совет избирателю один - отделяйте семена от плевел. Не судите о патриотизме по вышиванке, о твердости - по сжатому кулаку и стиснутым скулам, о доброте - по ребенку на коленях.

Вышиванка, кулак и ребенок - символы, но не признаки в данном случае. Разница существенная. Будьте бдительны.

И последнее. Чаще абстрагируйтесь! Старайтесь воспринимать слова без подтекста, особенно тогда, когда их наделяют не свойственными им смыслами: Америка и Россия - это названия стран, а запад и восток - названия частей света, и так далее.

Информации, действительно необходимой для анализа кандидатов на президентских выборах, не так уж много. К ней относятся факты из биографии кандидата, его действия и поступки, которые поддаются неоспоримой проверке, либо те, которые невозможно опровергнуть.

Критерии, по которым оценивается кандидат - это те качества личности, которые хотят видеть в президенте большинство избирателей, независимо от политических убеждений и предпочтений. Объекты оценки просты и широко известны: большинство людей видят президента сильным, умным, патриотичным, порядочным и честным.

Исходя из результатов работы политтехнологов, можно утверждать, что практически все кандидаты наделены этими качествами сполна. Но так ли это в действительности?

Утверждать о наличие или отсутствие у человека силы, ума, патриотизма, порядочности и честности довольно-таки сложно, тем более, констатировать степень их развитости, либо сравнивать эти качества у разных людей.

Абсолютно объективно провести такой анализ невозможно даже при помощи современных психологических методик. Однако сделать попытку непредвзятой оценки личности кандидатов в президенты, основываясь на неопровержимых фактах, все-таки стоит.

Начнем с умственных способностей кандидатов. К сожалению, лауреатов нобелевской премии среди кандидатов на пост президента Украины 2010 нет, следовательно, анализировать необходимо иные факты наличия признаков интеллекта.

Обычно, и не безосновательно, ум отождествляют с уровнем образования или степенью образованности. Весьма логично. Способность человека к обучению действительно говорит о его умственных способностях.

Следовательно, знать какое образование у того или иного кандидата важно. Но, оценивать образование необходимо не только лишь по уровню аккредитации учебного(ых) заведения(й), указанного(ых) в биографии кандидата, и не только по наличию или отсутствию ученой(ых) степени(ей).

Высшее образование, престижное учебное заведение, научная деятельность, безусловно, увеличивают вероятность наличия более высокого уровня интеллекта у человека, но, ни как не гарантируют его.

Гарантиями высокого интеллекта эти факты биографии могут выступить только при некоторых условиях.

Вот те, которые можно проверить: обучение в указанном учебном заведении проходило сразу после окончания средней школы, или через 1-3 года, а может после среднеспециального учебного заведения?

Каковой была форма обучения - стационарная или заочная? Учебное заведение было окончено с красным дипломом? Ученая степень присвоена при условии обучения в аспирантуре (лучше стационарно)? И по прошествии скольких лет? Оптимально - не позднее чем через 10 лет после окончания вуза.

В обратном случае, высока вероятность либо некачественного образования, либо полного отсутствия такового - не новость, что в нашей стране наличие диплома об образовании еще не факт наличия самого образования. То же касается научных степеней и званий.

Безусловно, бывают исключения, но путь от курилок ПТУ до доктората выглядит более чем сюрреалистично. Итак, учет указанных выше условий позволяет оценить умственные способности кандидата в президенты более адекватно.

Проанализировать силу и твердость личности кандидата гораздо сложнее, чем его интеллектуальные способности в силу ограниченности той информации, которая доступна избирателю и специфики анализируемого качества.

Однако есть способ, позволяющий предположить наличие у человека таких качеств, как решительность, ответственность, воля, которые косвенно связанны с понятием силы личности. Речь снова пойдет об образовании, но в другом аспекте.

Каждая специальность предполагает наличие у специалиста особых качеств характера. Так, профессиональные спортсмены настойчивы, программисты усидчивы, журналисты находчивы. С другой стороны, та или иная профессия воспитывает и усиливает в человеке те или иные черты характера.

Таким образом, специальность, выбранная кандидатом, может свидетельствовать о наличие или отсутствие у него определенных качеств. Так, сила и твердость духа необходима в профессиях, требующих высокой степени ответственности и принятия быстрых и точных решений, а также смелости и отваги.

Идеально под данные критерии подходят спасатели, или пожарники. Среди кандидатов таких точно нет. Однако, анализ тех профессий, которые были освоены претендентами на пост президента в стенах Alma Mater, и особенно приобретенных позже, позволят сделать определенные выводы о наличии твердости и силы духа.

Безусловно, и среди бухгалтеров бывают решительные и отважные, но среди космонавтов их все-таки больше. Метод проверки с невысокой достоверностью, но, пожалуй, единственный.

Для того чтобы уловить признаки честности и порядочности в личностях кандидатов надо иметь не только аналитические способности, но и хорошую память. Ряд баллотирующихся кандидатов есть и/или были представителями законодательной и/или исполнительной власти, то есть уже прошли в большей или в меньшей степени, то, что называется испытание властью.

Хотите узнать человека - наделите его властью. С этой точки зрения народ должен знать большую часть кандидатов на "отлично". Судите то, что уже сделано кандидатом, а не то, что он собирается сделать. Чтобы оценить честность необходимо просто напрячь память.

Судить о порядочности человека принято по его благородным поступкам. Биографии кандидатов пестрят ими. Дабы не ошибиться в искренности их героев надо обращать внимание на детали. Например, ложная благотворительность, как правило, активизируется в предвыборные периоды и носит ситуативный характер. Добропорядочное поведение должно наблюдаться не последние три-пять лет, а всю сознательно прожитую жизнь.

Индикаторами степени порядочности также могут выступать семьи кандидатов - супруги и, особенно, дети. Как правило, "вторая половина" кандидата, оказывается абсолютной копией первой минус пиар, а дети -  продолжением достоинств и недостатков. Если кандидат избегает публичных появлений со своей семьей, - возможно, ему есть что скрывать.

И еще по поводу чести и совести - не ищите оправданий негативным фактам из биографии понравившегося кандидата, - не глушите здравый смысл - будьте объективными.

Оценить же истинность патриотизма можно только у одного из 18 кандидатов в президенты. И только после выборов. К сожалению.

Юлия Скубак, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде