Коррупционный соблазн Юрия Луценко

Среда, 25 июля 2007, 19:34

Юрий Луценко неоднократно подавал как собственное политическое достижение отсутствие серьезного компромата на себя. Две недели назад в прессе появилась информация об отдыхе лидера мега-блока "Наша Украина – Народная самооборона" на Крите. Эта несущественная, как казалось, тема подтолкнула к расследованию, которое неожиданно представило экс-министра в компрометирующем свете.

На пресс-конференции в Киеве Юрий Луценко попробовал доказать, что имеет легальные доходы для отдыха в пятизвездочном отеле.

– В прошлом году моя жена задекларировала официальный доход в 500 тысяч гривен. Если приплюсовать к тому приблизительно 200 тысяч моего личного дохода, то я себе мог позволить отдых на Крите в санатории, - заявил Луценко.

При этом он подчеркнул то, что уже неоднократно говорил:

– Я являюсь чистым перед своими избирателями и могу доложить о любых своих затратах.

Зарплата Ирины Луценко в размере 500 тысяч гривен за год – то есть свыше 8 тысяч долларов за месяц – не везде в Киеве считается очень высокой. Такие деньги, например, может получать начальник управления в мощном банке.

Но вопрос, что является источником средств семьи Луценко, заинтересовал "Украинскую правду" учитывая объявленный лидером мега-блока "крестовый поход против коррупции".

По логике, человеком, который должен был честно и откровенно сообщить о месте работы своей жены, должен был быть сам Луценко. Его пресс-служба, ссылаясь на шефа, в ответ на наш запрос заявила, что Ирина Луценко работает в фирме "Украинские новейшие телекоммуникационные системы".

Однако поиск такой компании в базах данных налоговой администрации и комитете статистики был неутешительный. О ней нет ни одного упоминания в сети интернет. Подозрение, что такой фирмы просто не существует, укрепилось после разговора с самим Луценко, которому позвонил по телефону корреспондент "Украинской правды".

– Юрий Витальевич, фирма, где работает ваша жена, называется "Украинские новейшие телекоммуникационные системы"?

– Да.

– Точно?

Точно.

– Однако такой фирмы не существует!

– Ну, может, я ошибся в одном каком-то слове... Я знаю точно, что моя жена работает на должности финансового директора.

– Но вы можете уточнить название фирмы?

– Нет, это не входит в мои обязанности. Я не занимаюсь бизнесом жены.

– Тогда мы просили бы вас подсказать, как связаться с вашей женой, чтобы выяснить все у нее?

– Вам этот вопрос надо – вы и занимайтесь! Я не уполномочен называть ее телефон или адрес фирмы. Зачем мне создавать вам информационный повод, который я не хочу?

Разговор закончился на раздраженных тонах экс-министра. Через несколько дней "Украинской правде" удалось по мобильному телефону вызвонить жену Луценко, которая, впрочем, тоже не захотела ничего рассказывать.

– Вы не уполномочены требовать у меня отчет о заработанных средствах. Все отчеты я подаю в налоговую, и перед государством я чистая. Поэтому я отказываюсь комментировать что бы то ни было. Вы меня беспокоите в рабочее время, которое я не хочу тратить на такие комментарии, - заявила спутница жизни лидера оранжевого блока.

В дальнейшем жена Юрия Луценко вообще отказалась брать телефон.

Юрий и Ирина Луценко. Фото журнала "Публичные люди"

Подозрительное нежелание ответить на элементарные вопросы требовало не останавливаться в выяснении подробностей.

Они оказались очень интересными.

Фирма, которую Луценко старался сохранить в секрете, называется "Украинские новейшие телекоммуникации". В названии, которое он подал в редакцию, Луценко назвал одно лишнее слово, заставив нас заниматься безрезультатными поисками того, чего не существует в природе.

Для такой загадочности у Луценко были все основания.

Общество с ограниченной ответственностью "Украинские новейшие телекоммуникации", которое заплатило жене Луценко полмиллиона гривен, было зарегистрировано в Святошинском районе Киева в августе 2005 года.

Основателями фирмы выступили Юрий и Елена Воскобойниковы. Как и Луценко, родом они из Ровенщины, и, по нашей информации, являются кумовьями экс-министра внутренних дел.

Интереснейшей в этой истории является одна комбинация, которую попробовало реализовать руководство МВД времен Луценко. Становится очевидным, что экс-министр сознательно старался припрятать название компании, которое не могло быть неизвестным для него.

Будучи главным милиционером, Луценко лоббировал "Украинские новейшие телекоммуникации" – с тем, чтобы эта фирма, где работает его жена, получила доступ к деньгам МВД, которые расходуются на мобильную связь.

"Украинские новейшие телекоммуникации" не является мобильным оператором, однако они могут выступать посредником, то есть провайдером услуг UMC. Необходимость появления загадочной компании объяснялась намерением сделать дешевыми затраты милиции на связь.

В распоряжении редакции есть письмо за сентябрь 2006 года, подписанное заместителем министра внутренних дел, ближайшим соратником Луценко Александром Новиковым.

Новиков требовал, чтобы все подразделения Министерства внутренних дел перешли на тарифные планы "Украинских новейших телекоммуникаций". Кроме того, предлагалось в очередных частях милиции (!) ввести вместо стационарных телефонов GSM-шлюзы, которые бы снова замыкались на фирму-посредника.

Довольно сложно понять, почему такое письмо было подготовлено Новиковым. Он пришел в МВД на должность начальника Департамента внутренней безопасности.

Потом Новиков дослужился до заместителя министра. Как заявил сам Луценко, представляя его на новой должности, в сферу компетенции Новикова вошли вопросы кадровой политики, образования и внутренней безопасности.

То есть его задачей было ловить оборотней в погонах, которые злоупотребляли своим служебным положением. В реальности картина вышла с точностью до наоборот – сам Новиков должен был бы стать объектом расследования милицейских ревизоров.

Одновременно, за материально-техническое обеспечение МВД отвечал другой заместитель министра Лидия Поречкина.

"Украинская правда" связалась с Поречкиной, которая созналась, что не все вопросы ее компетенции проходили через нее.

"Вы же видели, что в письме относительно мобильной связи я не фигурирую. Я действовала исключительно в соответствии с планами материально-технического обеспечения МВД: бензином, формой, автомобилями, оружием... Все, что делалось внепланово, происходило по непосредственному указанию Луценко. Министр мог давать отдельные указания заместителям. Меня часто не ставили в известность по тем вопросам, которые решали во внеплановом порядке", - рассказала Поречкина.

Эксклюзивную роль при МВД "Украинские новейшие телекоммуникации" получили вопреки своему молодому возрасту и отсутствию опыта: заявку о включении в "Реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций" они подали только 12 апреля 2006 года.

Сколько подразделений внутренних дел перешли на пакеты "Украинских новейших телекоммуникаций" – неизвестно. После того, как вышло письмо с требованием воспользоваться услугами этого посредника, Луценко проработал министром два с половиной месяца.

Он не ограничился лоббированием "Украинских новейших телекоммуникаций" в том, чтобы они выполняли функции провайдера мобильной связи для милиции.

Луценко, по нашей информации, проявил неравнодушие в вопросе получения "Украинскими новейшими телекоммуникациями" лицензий.

15 сентября 2006 года фирме, где работает жена Луценко, было выдано разрешение "на местную телефонную связь с емкостью сети свыше 10 000 номеров с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставление в пользовании каналов электросвязи".

В тот же день "Украинские новейшие телекоммуникации" получили лицензии на междугородную и международную телефонную связь с применением технологии Ір-телефонии.

А 4 июля "Украинские новейшие телекоммуникации" получили лицензию до 2021 года на радиосвязь в диапазоне 5760-5820 мегагерц.

Найти "Украинские новейшие телекоммуникации" оказалось непросто. В телефонных справочниках она не фигурирует. Национальная комиссия регулирования связи сообщила адрес фирмы на бульваре Дружбы народов 24/2. Это оказалась обычная квартира в потрепанной "сталинке". Однако "Украинские новейшие телекоммуникации" и оттуда съехали, как рассказали почтальоны из местного отделения почты.

Здесь базировалась фирма Ирины Луценко, которая собиралась получить доступ к "мобильным" деньгам милиции

В конце концов, "Украинской правде" удалось выйти на учредительницу этой фирмы.

Елена Воскобойникова подтвердила, что жена Луценко уже два года работает их финансовым директором. То есть она была среди руководителей компании и в то время, как ее муж требовал подключаться к мобильным операторам через "Украинские новейшие телекоммуникации".

Елена также подтвердила и другую информацию – что они с Луценко вместе крестили детей. Конфликт интересов в этой истории с мобильной связью стал просто очевидным.

"Я с Юрием Витальевичем училась в одной школе. Наши родители дружили, моя мама учила Юру. Мы знаем друг друга с детства. Я его знаю столько лет, сколько сейчас мне. Его жену я знаю ровно с того момента, как он вступил в брак с ней. То есть мы дружим семьями всю жизнь. Конечно, мы являемся кумовьями", - созналась Елена Воскобойникова.

Итоговая картина выглядит не очень оптимистически: жена Юрия Луценко получает немалые деньги в недавно зарегистрированной фирме. Эта компания основана их родственниками и именно их лидер "Народной самообороны" во времена своего руководства МВД старался подсадить на деньги, которые тратила милиция на мобильную связь.

Если это не коррупция, то что?

P.S. Учитывая нежелание семьи Луценко объяснить их действия, "Украинская правда" передала запрос на имя их кумы Елены Воскобойниковой. Мы готовы сделать достоянием гласности ее ответ после того, как он поступит в редакцию.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде