Как проиграл президент Коморовский

Понедельник, 25 мая 2015, 11:40

Граждане Польши выбрали нового президента страны. Действующий президент Бронислав Коморовский, который еще месяц назад считался безусловным фаворитом, и cобирался легко переизбраться на второй срок, проиграл представителю оппозиции, молодому и ловкому евродепутату Анджею Дуде. В результате Польша постепенно входит в зону политической турбулентности и потрясений.

"Ну давайте, панове, вставайте, подходите. Не будем нарушать традиции. Будем вместе и во время побед и в тяжелое время поражений. Проявим солидарность с нашим президентом", - подбадривал политических активистов в баре Zappa заместитель спикера местного совета депутатов Белостокского воеводства.

Немногочисленные активисты правящей партии "Гражданская платформа" без особого энтузиазма выстраивались перед огромным экраном, где шла трансляция польского телевидения, и с минуты на минуты должны были огласить результаты exit-polls - опросов избирателей на выходе с участков для голосования.

В баре Zappa, в центе Белостока традиционно во время выборов собирается руководство и активисты местного отделения "Гражданской платформы". Последние годы в такие дни бар заполняла радостная и бурлящая толпа уверенных в себе людей. Но только не 24 мая 2015 года. Перед экраном выстроилось человек 15, которые точно не напоминали победителей.

Избирательные участки закрылись в 21.00, но оглашение результатов опросов задержали на полтора часа, потому что на одном из участков умерла женщина, голосование там останавливали на час, поэтому все сместилось. Ради соблюдения процедур на одном участке вся Польша томилась в мучительном ожидании.

"Мы все уже знаем, все результаты опросов у нас есть, но мы не можем пока вам сообщить, ждем 22 часов 30 минут. Результаты интересные", - постоянно повторяли ведущие телеканалов, подогревая аудиторию.

Знали результаты опросов и в баре Zappa. Дело в том, что партийной организацией "Гражданской платформы" в Белостоке руководит депутат Сейма, председатель комиссии по иностранным делам польского парламента Роберт Тышкевич, который на этих выборах возглавлял предвыборный штаб президента Коморовского.

Искушенные в политических баталиях соратники Тышкевича обменивались пессимистическими новостями, приходившими из Варшавы. Данные опросов показывали, что действующий президент Коморовский проигрывает выборы с большим отрывом. Но все все-таки еще надеялись на чудо.

"53% процента проголосовали за кандидата от партии "Право и справедливость" Анджея Дуду, 47% отдали свои голоса Брониславу Коморовскому", - торжественно провозгласила телеведущая с экрана, и на несколько секунд в баре повисла мертвая тишина разочарования.

Чуда не произошло – Бронислав Коморовский действительно, проиграл президентские выборы. Случилась сенсация – следующим президентом Польши станет человек, которого полгода назад выставили в качестве кандидата от оппозиционной партии "Право и справедливость", чтобы не так обидно было проигрывать популярному действующему президенту.

На экране появился Бронислав Коморовский из своего избирательного штаба. Он принял поражение стойко, поздравил соперника с победой, поблагодарил своих сторонников и семью за поддержку. Сказал отдельно о той агрессии, которую ему и его семье пришлось пережить за последние месяцы. В баре Zappa несколько раз аплодировали уходящему президенту, бодрились, но быстро разошлись, молча и в печали.

Опросы – это еще окончательные результаты и после подсчета голосов цифры изменятся, но не кардинально. Поздно ночью огласили данные так называемого late polls – это официальные данные голосования с 500 избирательных участков: 52% - за Дуду, 48% - за Коморовского.

Окончательные цифры Центральная избирательная комиссия огласит только вечером 25 мая, они, наверняка, будут еще более утешительными для Коморовского, но главное не изменится: у Польши - новый президент.

24 мая в Польше отмечали большой религиозный праздник - "Zielony święta" или Троицу, по-нашему. Утром - в костел на службу, оттуда - сразу на избирательный участок: таков алгоритм поведения дисциплинированных сторонников ПиСа.

На избирательных участках нет ни буфетов, ни концертов, люди приходят, тихо голосуют и идут по своим делам. За день мы проехали участков 20 - от глухой деревни на границе с Беларусью, до центра Белостока. Везде все шло спокойно, даже скучновато. Нигде на участках не видно полиции или усиленных мер безопасности.

Избиратели Коморовского традиционно менее активны, хотя в этот раз явка была большой – почти 60% избирателей пришли на выборы. Но и здесь не сработал стереотип о том, что чем выше явка, тем больше шансы либерального кандидата.

"Надо просто работать, больше работать, чтобы осенью люди прозрели и проголосовали за нас. Проголосовали за тех, кто крепко стоит на земле, а не смотрит в небо и раздает красивые обещания", - говорит депутат парламента от "Гражданской платформы" Александр Сосна.

Осенью в Польше пройдут парламентские выборы, и проигрыш Коморовского сильно осложнит положение ГП. Теперь ни у кого нет сомнений, что "Гражданская платформа" проиграет, интрига заключается лишь в том, будет ли это разгром или правящая партия проиграет с минимальным счетом, как это было год назад на местных выборах.

"Если все пойдет так, как шло последние месяцы, то партия точно проиграет. Мы должны буквально в течение пары недель начать серьезную дискуссию о будущем партии. Если мы не представим 5 основных идей, с которыми обратимся к молодежи, интеллигенции и так далее, то партия проиграет", - объясняет директор большой белостокской больницы Марек Койновский.

Вне больницы – он заместитель Роберта Тышкевича в местной партийной организации и понимает, что нынешний провал не пройдет бесследно. "Мы провели большую кампанию "от двери к двери". Но теперь не достаточно еще больше раздать листовок. Нужны новые идеи", - говорит Марек. Его беспокоит не столько проигрыш Коморовского, потому что в Польше президент – больше декоративная фигура, сколько перспектива осеннего провала всей партии.

Президент Коморовский за время кампании дважды приезжал в Белосток, в центре города проходили митинги в его поддержку. У него есть дача на границе с Литвой, куда он часто приезжает, и в случае его победы позиции Роберта Тышкевича и всей местной партийной ячейки на выборах сильно бы укрепились. Теперь за поражение на Тышкевича повесят всех собак. Но настоящие разборки начнутся после парламентских выборов.

"Не переживайте вы так сильно. Посмотрите на это иначе – на выборах победил тоже член нашей партии, - пытался шутить муж евродепутатки и бывшего министра образования Барбары Кудрицкой. - Коморовский и Дуда когда-то же были членами нашей "Унии вольности", они же наши однопартийцы".

Но философский подход популярностью в этот вечер не пользовался. Все понимают, что начинается время больших политических потрясений, которые "Гражданская платформа" может не выдержать.

Хотя в самом Белостоке никто и не ждал победы Коморовского. На востоке страны традиционно сильны позиции ПиСа, здесь живет бедное и консервативное население. Здесь очень сильны позиции костела и без благословения епископа в воеводстве не проходит ни одно серьезное назначение.

Польша разделилась по итогам голосования на богатый северо-запад, отдавший голоса за действующего президента, и бедный юго-восток, проголосовавший за Дуду.

Так было и в первом туре, который прошел 10 мая. Тогда случилась первая сенсация: все ждали победу Коморовского чуть ли не в первом туре, а он проиграл 1% своему молодому и малоизвестному сопернику.

Это было неожиданно, потому что все считали Коморовского безусловным лидером президентской гонки. Он сам был настолько уверен в победе, что провел вялую, невыразительную избирательную кампанию.

Даже противники Коморовского не верили, что можно что-то изменить. "Право и справедливость" выдвинули Анджея Дуду, не скрывая, что не верят в победу. Просто лидер ПиСа Ярослав Качинский, однажды уже проигравший Коморовскому выборы, не хотел позориться второй раз.

Однако надо отдать должное функционерам ПиСа - они выбрали удачного, тефлонового кандидата, и провели эффективную кампанию.

Анджей Дуда в отличие от Коморовского был чрезвычайно активен, он вел кампанию на американский манер. Даже в день голосования повсюду висели портреты Дуды, а плакатов Коморовского почти не было.

Например, плакат с Дудой повесили на заборе частного дома прямо напротив школы, где находился избирательный участок. Люди идут голосовать и в последний момент принятия решения на них смотрел улыбающийся молодой кандидат.

"Это было сознательное решение "Гражданской платформы" - отказаться от навязчивой политической рекламы, решили не печатать и не развешивать плакатов с Коморовским, потому что его и так все поляки знают. Плакаты, может, и не надо было вешать, но мы не смогли рассказать людям, что происходит. Мы проморгали недовольство молодежи. Мы были ослеплены ощущением своей силы", - говорит один из активистов избирательного штаба Коморовского.

Анджей Дуда собрал весь протестный электорат Польши. За него проголосовали крестьяне – 62% жителей сельской местности поддержали Дуду. За него голосовала молодежь.

Проигрыш Бронислава Коморовского – это сложный комплекс фундаментальных проблем Польши и ситуационных ошибок.

Анджей Дуда выглядел намного выигрышнее Коморовского. Он молод - всего 42 года, вырос в семье университетских профессоров, сам - профессор, доктор права. У него красавица жена и умница дочка. Он свободно владеет несколькими языками, хорош собой, евродепутат.

Брониславу Коморовскому - 62 года. Несмотря на то, что в молодости он был членом радикального движения, боровшегося за независимость и свободу Польши, и сидел в тюрьмах еще в 70-е годы 20 века, Коморовский выглядел вялым. По своим взглядам Коморовский тоже чрезвычайно религиозный человек, по образу близкий жителям деревни и сторонникам костела, но ему не хватало напора и агрессивности во время кампании.

Против Коморовского сработала Крестьянская партия, которая хоть и входит в коалицию с партией Коморовского, но выставила на выборах своего кандидата. Он получил всего 1,5%, но именно этого не хватило Коморовскому, чтобы выйти победителем в первом туре.

Провалились коммунисты. Они выставили красивую женщину с фамилией Огурек и получили 2%. Это исторический провал левых сил в Польше. Весь левый электорат ушел к Дуде.

Поляков раздражает скандальное руководство партии "Право и справедливость", поэтому на все время выборов Ярослав Качинский и еще несколько ключевых лидеров ПиСа буквально исчезли, испарились. В Польше шутили, что их всех спрятали в чулане, в сейфе, в холодильнике, чтобы ни дай Бог они все не испортили.

Ярослав Качинский даже не пришел в штаб Дуды после первого тура и во время объявления его победы во втором. Исчез Качинский. Вдруг замолчал Антоний Мачиревич, глава парламентской комиссии по расследованию авиакатастрофы под Смоленском. Пропали другие скандалисты ПиСа.

Анджей Дуда демонстрировал свою якобы независимость от партии и ее лидеров. Если они отсидятся в чулане до октября, а на парламентские выборы партию поведет Дума, то шансы ПиСа на победу только вырастут. Главное, что бы хитрость перевесила головокружение от президентской победы.

Впервые за последние 30 лет в Польше была грязная избирательная кампания и Бронислав Коморовский стал жертвой пресловутого черного пира.

Президента называли не Коморовским, а КомоРУСким, намекая или даже прямо обвиняя его в связях с Кремлем и российскими спецслужбами. На "Гражданскую платформу" активно вешали ярлык предателей Польши. ПиС поднял на щит смоленскую трагедию, когда в 2010 году в авиакатастрофе погиб президент Лех Качинский и группа польских политиков и общественных деятелей.

Коморовского и его коллег по партии обвинили в том, что это они вместе с российскими спецслужбами организовали авиакатастрофу, чтобы захватить власть.

В интернете регулярно вбрасывались чудовищные по своей лживости истории про Коморовского. Их разносили по стране не только скандальные или маргинальные медиа, но даже солидные издания обращали на это внимание.

Например, запустили утку про то, что Бронислав Коморовский – это не настоящий Коморовский, а какой-то белорусский коммунист, который убил всю семью настоящих Коморовских и выдал себя на Бронислава. Большего трэша трудно было придумать, но этот яд проникал в мозг поляков, порождал сомнения и смятение. Серьезная польская журналистика ничего не противопоставила агрессивному вранью.

Но главная причина поражения Коморовского и того, что черный пиар сработал – это зреющее в польском обществе недовольство правящей партией, режимом, жизнью. Польская власть не почувствовала этого нарастающего раздражения. Особенно среди молодежи.

В первом туре президентских выборов неожиданно на третье место с 21% голосов вышел рок-музыкант Павел Кукис с одной просто идеей или посланием для молодых поляков к старших товарищей: "Вы нам надоели! Мы требуем перемен!"

За время правления "Гражданской платформы" ошибок было сделано немало, основные – это резкое повышение пенсионного возраста, чудовищная бюрократия, проблемы в правосудием, когда укравшего бутылку в магазине сажают в тюрьму, а настоящая мафия годами избегает наказания.

Поляки собрали 2 млн подписей за проведение референдума по поводу повышения пенсионного возраста, но власти это проигнорировали.

Или чего стоила ситуация с пособиями семьям с детьми-инвалидами, когда родителям пришлось захватывать здание парламента и объявлять там голодовку, чтобы увеличить пособия с позорных 200 злотых в месяц (примерно 60 долларов) до какой-то реальной цифры.

Ударил по правящей партии и "ресторанный скандал" - обнародование секретных разговоров министров за обедами в дорогом варшавском ресторане. Функционеры "Гражданской платформы" почувствовали себя непобедимыми и перестали обращать внимание на избирателей. А после того, как премьер-министр страны и безусловный лидер партии Дональд Туск отправился на работу Брюссель председателем Европейского совета, "Гражданская платформа" начала трещать по швам.

Ошибки своих противников максимально использовала оппозиция. "Право и справедливость" разогнали в обществе истерию по поводу Смоленской трагедии. Они требуют чуть ли не посадить в тюрьму все нынешнее высшее руководство Польши. Эта истерия захватывает все большее число поляков. Кроме того, Польша превращается в клерикальную страну, в которой во все сферы жизни вмешивается костел.

И в ближайшие месяцы из-за парламентских выборов эта управляемая истерия будет нарастать. Это опасная ситуация, потому что управляемые скандалы часто выходят из-под контроля.

До сегодняшнего дня правящая польская элита находилась в достаточно комфортных условиях – роли были распределены, президент занимался международными делами и не мешал правительству, отношения с Европой были прекрасными, с Россией - осторожными, но не конфликтными.

Теперь этой идиллии пришел конец, Польша входит в зону постоянных политических потрясений.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде