Война не для всех
В конце прошлой недели мир узнал о новых санкциях против Российской федерации со стороны ЕС – в этот раз "усовершенствованного", третьего уровня. Впервые в черный список попали не только печально известные индивидуумы из ряда "бабаев-бородаев", которым и без санкций было как-то не до Европы, но и целые отрасли промышленности, и даже несколько настоящих российских олигархов.
Так Европа ответила на гибель более чем 200 своих граждан. Только ужасная трагедия заставила европейцев, наконец, осознать очевидный, но боязливо отталкиваемый их умиротворенным сознанием факт – война совсем близко и может коснуться каждого.
В то же время украинские граждане как и до катастрофы с Боингом продолжают гибнуть ежедневно – на территории Украины от рук российских "добровольцев" с российским же оружием, и на границе – от снарядов российской артиллерии, выпущенных по нашим солдатам с территории РФ…
Способны ли новые санкции остановить российскую агрессию?
Вопрос, к сожалению, риторический… Тем более, что только в заявлениях политиков "третий уровень" звучит грозно. По факту, секторальные санкции обходят ключевые сектора российской экономики. Кроме того, носят временный и выборочный характер.
В целом, санкции выглядят как "штраф за убийство" – оплатил квитанцию, и пошел убивать дальше.
Тем более, платить России пока есть чем, она умеет это делать и успешно "экспортирует" свой "национальный финансовый колорит" в межгосударственных взаимоотношениях.
Помнится, в далеком 2003-м году автору этой статьи, как депутату от оппозиции, выпало участвовать в очередной межпарламентской встрече между Россией и Украиной, которая была посвящена затягиванию нашей страны в ЕврАзЭС.
На этой встрече представителям от РФ был адресован вопрос – "А как ваша международная организация планирует реагировать на нарушения прав и свобод человека? Если правительство страны-члена ЕврАзЭС начнет, условно говоря, убивать и сажать в тюрьмы невинных людей – какие меры будет принимать союз?". Ответ российских парламентариев был гениально простым – "Никаких. Наш союз исключительно экономический, политики мы не касаемся…".
После таких ответов приходит четкое понимание, почему нам всегда была ближе по духу современная Европа, с ее нерушимым правилом – Человек превыше всего. Безусловно, экономика не может существовать в отрыве от принципов демократии, государство не может развиваться за счет ущемления прав своих граждан – украинцы это знали и понимали всегда, и никакие "совковые лидеры", мертвые и живые, не смогли убедить нас в обратном.
Европейский союз казался для нас "нерушимой крепостью", образцом реальной демократии...
Но кое-что изменилось за последнее десятилетие. В конце того же 2003-го года резко устремились вверх цены на нефть, и, через какое-то короткое время, шальные российские деньги "перелились через край плотины", и затопили Европу…
Европейцы успели привыкнуть не только к российским деньгам – их уже совсем не смущает тот факт, что восточные партнеры демонстративно топчутся по всем базовым принципам демократии. Все чаще из уст европейских политиков и бизнесменов звучит знакомый евразийский тезис о разделении политических и экономических интересов…
Парадокс ситуации в том, что источником финансового "могущества" России служат деньги всё тех же европейцев.
Экономика "Большой бензоколонки" полностью зависит от одного показателя – цены на нефть. "Заправляясь" на ней по невероятно высокой цене, цивилизованные страны вырастили путинский режим, который, концентрируя в руках небольшой группы людей всю сверхприбыль своего государства, уже давно покупает в Европе не только недвижимые, но и нематериальные ценности – политические партии, общественные мнения, и т.д. Раздавая, при этом доли в своих нефтедобывающих компаниях, для того, чтоб еще больше заинтересовать европейцев "заезжать" на "правильную заправку".
Вовлеченность в этот процесс больших европейских политиков уже ни для кого не секрет – недавними новостями про объятия Шрёдера с Путиным и их совместное празднование юбилея (которое, как утверждают знающие люди, из Питера органично переместилось в один из дворцов Крыма) официально возмутились разве что прямые политические оппоненты бывшего немецкого канцлера.
Европа дала себя втянуть в опасный круг. Его реальную опасность еще только предстоит прочувствовать, но "аннексия Судетской области-2" уже произошла… Разорвать замкнутый круг и спасти себя от надвигающейся катастрофы европейцы смогут, только если у них получится вспомнить все те ценности, за которые с января продолжают погибать украинцы…
Что еще должны сотворить так называемые "террористы", чтоб нам, наконец, помогли защитить хотя бы границу и прекратить нескончаемый поток оружия и наемников? Украинцы уже грустно шутят – если не хватает почему-то Будапештского меморандума, может нам объявить войну Польше – будет юридический повод ввести войска НАТО.
Российские политики и эксперты в эфирах своих телеканалов уже открыто и не стесняясь называют всё происходящее войной между Россией с одной стороны, и США – с другой. Евросоюз, в их понимании, выступает стороной конфликта, которую США переманивает в союзники. С точки зрения российских политиков, главная задача этой войны – обеспечить ее проведение на чужой, нероссийской территории. На какие еще страны эта война может распространиться завтра, их мало волнует…
При этом ценности, за которые погибает воюющая сторона, до сих пор туманны даже для самих россиян. Трезвомыслящее российское меньшинство продолжает откровенно недоумевать, зачем вообще было столько лет тратить миллиарды и делать "евроремонт" в своем доме, чтобы в итоге облить его бензином, поджечь и демонстративно вернуться в старый обжитый деревянный сарай?...
Впрочем, это никак не смущает российские Средства Масcовой Пропаганды, которые постоянно выдвигают новые и всё более экзотические версии для широких масс населения.
Из последних, к примеру, тезис о том, что это война с Православием, развязанная Западом, и Россия в ней бьется за сохранение православных традиций на как можно большем количестве территорий. Конечно, это диссонирует с фактами того, что православные народы давно стали частью Европы, европейский Афон является одним из важнейших центров Православия, а "российские защитники Православия" активно используют оружие для массовых убийств и чеченских наемников. Но, как говорил "уважаемый" Путиным Геббельс, чем чудовищнее ложь…
К сожалению, именно в информационной войне Украина сейчас терпит основное поражение.
"Крымнаш", "Бей фашистов-бандеровцев" и "Война с США за Православие" -- это всё продукты для внутреннего рынка, куда фактически закрыт доступ украинским СМИ. Но в Европе Россия ведет не менее активную, при этом гораздо более изощренную пропаганду. Российские СМП убеждают европейцев в своей непричастности к "внутреннему" конфликту, параллельно пытаясь настроить их против "коварных американцев", которым "выгодно отрезать Европу от российских нефтепродуктов".
Без достойного информационного ответа российской международной пропаганде Украине будет очень сложно надеяться на реальную поддержку и помощь со стороны Европы.
Как бы ни пытались в Кремле "продать" европейцам свои моральные ценности, есть базовые принципы, на которые Кремль пока не способен влиять – в европейских государствах общественное мнение электората управляет политиками и руководителями страны, а не наоборот.
Совсем недавно мало кто из простых европейцев вообще знал о событиях в далекой Украине. Трагедия с Боингом вынудила их задаться вопросом – а что же реально там происходит?
На сегодняшний день задача Украины – как можно быстрее и эффективнее донести до максимального количества граждан европейских стран правду о событиях на востоке нашей страны. Только так можно рассчитывать на реальную поддержку в прекращении агрессии.
Выстоять один на один в нынешнем противостоянии с Россией Украине будет очень сложно, но мало кто из европейцев пока понимает – если, не дай Бог, мы потерпим поражение, следующими будут именно они.
Олександр Морозов, для УП