Крым, который мы потеряли?
В ситуации, которая складывается в связи с российской военной агрессией в Крыму, важно называть вещи своими именами. Чем более объективным будет диагноз, тем быстрее выздоровление. Правда про реальное положение вещей – спасительно необходима обществу в его готовности думать, действовать, сопротивляться.
Правда заключается в том, что в тактическом отношении осуществляется или уже завершается российская операция по аннексии Крыма. Большой, резонансный, но... по большому счёту исторический эпизод.
Главное событие лежит гораздо глубже и заключается в окончательном отделении не Крыма, а Украины от России.
После появления БТР-ов на улицах Симферополя и панических слухах о российских танках на границе Черниговской области наш привычный мир бесповоротно изменился.
Оказалось, что в этом мире мало друзей, но много врагов. Что надо рассчитывать только на себя и на крепость своих кулаков. Что считаются с сильным и презирают слабого. Но страх – лучший стимул для глобальных изменений. Он заставляет добывать огонь, строить крепости, изобретать танки, вступать в союзы и двигаться вперёд.
Украине необходимо пройти испытание страхом войны, чтобы кардинально пересмотреть все, что связано с вопросами обороны и союзов, экономики и дипломатии.
Если один раз в двери твоего хлипкого дома вломился разбушевавшейся пьяный сосед, который "больше чем родня", с нехилой двустволкой, – начинаешь гораздо быстрее соображать: как сделать так, чтобы в следующий раз и двери попрочнее, и в руках что-то серьёзнее, чем скалка.
Очевидно, что осмысление глобальных стратегических последствий украино-российского конфликта начала 2014 года ещё впереди.
В тактическом отношении, на сегодняшний день мы имеем следующую диспозицию: Крыму Российской Федерацией осуществляется военно-политическая операция, которую включает этапы: Защита, Замещение, Создание.
Защита
Этап "Защиты" предусматривает разворачивание российского военного зонтика, главная задача которого – возможность силового обеспечения взятия под контроль структур исполнительной власти автономии и украинских военных объектов.
Старт был дан 27 февраля с захвата вооружёнными неизвестными Совета министров и парламента АРК. Под дулами штурмовых автоматов ВВЛ – Военных Вежливых Людей, придумка московских пропагандистов – Верховный Совет автономии в тот же день проголосовал отставку правительства Анатолия Могилева.
Далее последовала тотальная зачистка министерств и ведомств от неугодных и ненадёжных руководителей, на место которых ставились свои правильные "российские кадры".
Со скрипом, но под "дружеским" присмотром ВВЛ, идёт процесс переподчинения силовых и правоохранительных структур. Постепенно новокрымское правительство выходит из-под контроля и подчинения Киева, системно обрубая нити государственной влияния, связывающие полуостров с материком.
Блокировка военных частей украинской армии и военно-морского флота, дорог, аэропортов имеет только одну цель: недопущение вмешательства украинской власти в процесс взятия под контроль всей системы жизнедеятельности полуострова.
Замещение
Второй этап операции предусматривает полное замещение украинских органов государственного управления региональными структурами, подчинёнными новокрымскому правительству.
Решение парламента Крыма о создании специального подразделения по охране общественного порядка "Беркут", которое будет подчинено исключительно республиканским властям – первая ласточка в ряду таких изменений.
Далее, последовал приказ, подписанный новоназначенным руководителем Совмина о полном "переподчинении соединений, частей, силовых структур МВД, МВО, ВС, МЧС, флота, налоговой, пограничников" непосредственно под его начало.
Создание
Третий этап, по задумке авторов крымского проекта, должен завершиться юридическим оформлением и закреплением статуса Крыма, как полноценного государственного образования. При этом полуостров будет иметь все необходимые атрибуты и структуры управления, позволяющие ему функционировать в абсолютно автономном от Украины режиме.
Юридический статус Крыма по отношению к Украине, по большому счёту, не будет иметь принципиального значения.
Можно абсолютно согласиться со спикером республиканского парламента, который пожаловался, что устал повторять, что Крым никуда из состава Украины не выйдет. После проведённых под охраной российской армии структурных изменений и их закрепление на общекрымском референдуме 30 марта 2014 года о статусе автономной республики Крым, полуостров действительно может вполне остаться в составе Украины.
Только это будет корабль под украинским флагом, но с иностранной командой, имеющей российские паспорта.
Де-юре Крым, таким образом, остаётся в составе Украины, но де-факто – управляется теми, кто организовал, реализовал и военными силами обеспечил весь процесс аннексии.
Идеальный вариант – территориальная целостностью Украины не нарушена, а Россия фактически приросла ещё одним федеративным округом. И у Европы с Америкой гора с плеч. Мало ли какие проблемы возникают у других стран с автономиями, одна Каталония чего только стоит.
Хотя нельзя отбрасывать и множественность других вариантов.
ВВЛ
Ошибаются те украинские руководители, которые думают, что задача российских военных спровоцировать кровавый конфликт, который даст возможность легализации присутствия российских войск на украинской территории.
Громадные пиар-усилия кремлёвской пропаганды направлены на погашение тревожности и страха среди крымчан, вызванного присутствием солдат и военной техники на улицах крымских городов. Тема "Военных Вежливых Людей" широко "раскручивается" в СМИ и социальных сетях.
ВВЛ проявляют чудеса дружелюбия и предупредительности. После захвата Совмина, который сопровождался тотальным выбиванием дверей, три дня спустя эти же неизвестные бойцы, но уже в спортивных костюмах, засучив рукава, ставят двери на место и убирают за собой строительный мусор.
О том, что "вежливые люди с оружием" несут Крыму спокойствие и мир, не рассказывает разве что утюг при включении в розетку. Этот тезис иллюстрируется фотографиями ВВЛ в обнимку с девушками, на фоне мирно беседующих старушек, разговаривающими с детьми. У ВВЛ даже есть свой аккаунт в Twitter и ВКонтакте.
Просто полный сюрреализм и чувство лёгкой шизофрении от абсурдности задумки.
Возникновение любого конфликта смерти подобно для авторов и исполнителей сценария по отторжению Крыма. Любой инцидент может стать громадной помехой для его реализации. Все надо сделать максимально быстро – пока Киев слаб как никогда, погряз во внутренних разборках и не окреп для вмешательства.
Все изменения ново-крымским керманычам необходимо произвести молниеносно и надёжно окопаться, чтобы пришедшая в себя Украина уже никогда на смогла вернуть status quo.
Можно предположить, что в дальнейшем присутствие российской армии в связи с "угрозой жизни граждан РФ, русских соотечественников, личного состава вооружённых сил" и далее по тексту, будет каким-либо образом легализировано, и российские штыки станут главной опорой и защитой нынешней власти Крыма в его новом статусе.
Таким образом, сегодня, в ускоренном темпе, под прикрытием российской армии, происходит полный демонтаж украинских государственных структур в Крыму. Обнуляются и ликвидируются рычаги влияния центра на автономию.
Формируется централизованная система управления, не подотчётная и не контролируемая ни одним центральным органом власти Украины. Каждый день, каждый час работает против интересов Украины и даёт возможность укрепиться нелегитимному образованию, гарантом существования которого является Российская Федерация.
Необходимо констатировать аннексию Крыма, которая произошла путём военного вмешательства иностранного государства.
Что делать?
Украинскому руководству необходимо трезво взвесить своим реальные возможности и объективно оценить ситуацию.
1. Сохранить точки украинского присутствия на полуострове. В первую очередь военные объекты. Ситуация стала зеркальной. Теперь Крым – это база для украинской армии и флота. Головная боль и очаг "напряжённости" для новокрымского руководства.
2. Если сейчас мы не можем выиграть в "игре мускулов", мы в состоянии победить в информационной войне. Опыт #Евромайдана показал эффективность новых инструментов влияния, когда медиа определяют событие.
3. Предупредительная, увещевательная, разъяснительная, выборочно-показательная работа с теми, кто сейчас представляет крымскую власть или влияет на ее решения. Революционные активисты не с Марса спустилась и связаны с Украиной и миром тысячами очень чувствительных нервных окончаний.
4. Дипломатическое посредничество. Предлагать и идти на максимальное расширение прав автономии под международные гарантии. Главное – снять российский силовой зонтик.
Крым действительно нуждается в расширении своих прав и возможностей.
Number One
Однако сейчас самый важный вопрос для украинского руководства – не стремиться к немедленному восстановлению status quo Крыма, а локализовать сепаратистские настроения в пределах одного региона, недопустить их распространения на другие территории.
При этом следует всегда помнить, что говорил Уинстон Черчилль по повод нашего северного соседа: "Больше всего русские восхищаются силой, и нет ничего, к чему бы они питали меньше уважения, чем к военной слабости".
"Отсель грозить мы будем шведу"
Кстати, сейчас Крым – идеальная площадка для приезда на полуостров Виктора Януковича. Как бы в Украине, а как бы и нет. Широчайшее поле для разнообразных политических комбинаций.
При этом инфраструктура президентского уровня имеется, только немного подмарафетить и все в полной готовности. Да и кабинет покойный премьер-министр Крыма Василий Джарты после себя оставил такой, что и президенту не стыдно в нем сидеть.
* * *
P.S.Изложенный сценарий может быть в любую минуту перечеркнут автоматной очередью уставшего от психологического перенапряжения солдата или спровоцированным столкновением на национальной почве. О 300 тысячах крымских татарах, которые имеют своё собственное виденье будущего Крыма, не следует забывать.
Надеюсь также понятно, что никаких выборов президента 25 мая 2014 года уже не будет. В Крыму точно.
Состоятся ли они в Украине при таком раскладе, большой вопрос. Могут ли состояться и быть легитимными выборы главы государства без одного украинского региона?
Ответы на эти вопросы стоит искать уже сейчас.
Андрей Демартино, специально для УП