Убийство "Восточного Экспресса"

Среда, 19 декабря 2012, 15:15

С конца прошлой недели со страниц отечественных СМИ не сходит тема поездов Hyundai. Журналисты сбились со счета поломок составов, курсирующих между четырьмя крупнейшими городами страны.

В социальных сетях то и дело появляются сообщения о катастрофических опозданиях новых поездов. Эти сообщения сопровождаются мрачными подробностями медленного остывания темных вагонов, застрявших на морозе в бескрайних полях Украины.

Сама поездка этим поездом напоминает сцены из фильмов про постапокалиптический мир – корейская машина проносится мимо древних разбитых станций, на которых работают железнодорожники в грязных робах.

Реклама:

А из сообщений о поломках, при необходимой художественной обработке, мог бы получиться неплохой сюжет в стиле Агаты Кристи. Но застрявшие пассажиры в такие моменты вряд ли думают об искусстве.

Проект скоростного сообщения, главной движущей силой которого является один из идеологов правящей партии Борис Колесников, имеет шансы обернуться грандиозным позором.

Поезда, которые спешно закупили в рамках подготовки к Евро-2012, банально не пережили зиму.

История вопроса

О возможном сотрудничестве Украины с корейцами в железнодорожной отрасли впервые заговорили еще при правительстве Юлии Тимошенко.

В июле 2009 года в Сеуле был подписан ни к чему не обязывающий меморандум о сотрудничестве между "Укрзализницей" и Hyundai Corporation. Тогда стороны договорились "изучить возможность предоставления корейской стороной кредитных средств под гарантии Кабмина Украины для приобретения 10 межрегиональных электропоездов".

С украинской стороны документ подписывал тогдашний руководитель "Укрзализниці" Михаил Костюк. Сейчас этот человек является губернатором Львовской области. Костюка называют близким к олигарху-регионалу Василию Хмельницкому и экс-спикеру Владимиру Литвину.

Такие меморандумы "об изучении возможностей" появляются едва ли не каждый день, и часто ничем не заканчиваются. Тем более что в Украине как раз сменялась власть.

Но после "воцарения" Виктора Януковича Костюк сохранил свою должность. А вице-премьер Борис Колесников сделал организацию скоростного ж/д сообщения одной из топ-тем подготовки к Евро-2012.

В ноябре 2010 года бывший Минтранс (ныне Мининфраструктуры) сообщил о состоявшемся в Южной Корее заключительном этапе переговоров по приобретению 10 скоростных поездов. Korea Eximbank согласился дать кредит под это дело.

"Для организации ускоренного движения мы искали производителя, который устраивает украинские железные по техническим характеристикам и параллельно с этим предложит механизм привлечения кредита под проект", - заявлял тогда Костюк.

Колесников же не уставал обещать "качественные перевозки европейского уровня по доступным украинским ценам".

9 декабря 2010 в Вестнике госзакупок было официально объявлено о закупке 10 поездов Hyundai за 307 миллионов долларов США. Примечательно, что именно в этот день Янукович добавил к вице-премьерской должности Колесникова еще и портфель министра инфраструктуры.

Договор с Hyundai Corporation был подписан через 15 дней – 24 декабря. Согласно документам, поезда должны были поставить в Одессу в 2012 году. Вместе с этим Korea Eximbank дал Украине кредит под эту закупку, который благополучно лег в госдолг.

Первые два поезда приплыли в Одесский порт 11 марта 2012 года. До начала Евро-2012 оставалось три месяца. Последние Hyundai доплыли в Украину только в августе. Но первые поезда начали эксплуатировать уже 27 мая.

Сейчас в Украине организовано 4 маршрута, по которым ездят поезда Hyundai "Интерсити+": Киев-Львов, Киев-Харьков, Киев-Донецк и Киев-Днепропетровск.

Первый скандал вокруг скоростного сообщения вспыхнул еще до его введения. Окрыленная новациями "Укрзализниця" собиралась отменить около 25% ночных рейсов обычных поездов и ввести дневные рейсы.

Такие планы вызвали праведный гнев пассажиров, ведь Украина слишком большая страна для таких вещей. Например, сегодня Hyundai едет от Киева до Львова с 18:20 до 23:15. Многие считают, что гораздо удобнее сесть в ночной поезд около 22 часов, чтобы примерно в 7 утра следующего дня прибыть по назначению, чем искать среди ночи гостиницу.

Второй скандал был связан с ценами на билеты. Изначально планировалось, что цена на проезд в поездах "Інтерсіті+", в зависимости от класса, рейса и прочих факторов, будет составлять от 275 до 564 гривен.

В "Укрзализныце" попытались оправдать такие цифры повышенным комфортом, но поезда благополучно ездили полупустыми. В августе цены на билеты таки снизили, убрав из них НДС.

Но самой главной проблемой оказалось даже не это. Практически после первого месяца эксплуатации, поезда, купленные за 2,4 миллиарда гривен, стали безбожно ломаться и опаздывать.

Постоянные сообщения о застрявших в чистом поле корейских машинах настолько расстраивали Бориса Колесникова, что он даже заявил о начале информационной войны против внедрения скоростного железнодорожного движения.

"Идет целенаправленная кампания против скоростного движения со стороны медиа, что переводится на русский язык словом "джинса". Из 400 рейсов Hyundai поломались 8 раз, обычные поезда поломались 80, но об этом никто не говорит... И сколько бы не платили наемным журналистам денег за статьи про Hyundai, без скоростного движения Украину представить нельзя", - рассказывал Колесников.

Со временем сообщения о каких-то поломках или задержках Hyundai перестали вызывать какой-либо резонанс. Так было до зимы.

"Черная полоса"

В декабре для "поездов Колесникова" наступила черная полоса. После сильных снегопадов и наступления морозов, поезда Hyundai начали ломаться один за другим.

6 декабря поезд "Интерсити+" сообщением Киев - Харьков поломался посреди Полтавской области и простоял на перегоне 3 часа. В "Укрзализнице" пробовали оправдаться тем, что проблема была не в самом поезде, а в обрыве контактного провода.

Но спустя пару дней начался настоящий вал поломок. Чаще всего поломки происходили на маршрутах "Киев-Донецк" и "Киев-Харьков". Рекорд был поставлен в прошлую пятницу, 14 декабря, когда поломались сразу 4 поезда.

В целом, на прошлой неделе поезда "Интерсити+" ломались как минимум 6 раз. Дошло до того, что в прошедшие выходные во Львове вместо Hyundai подали обычный поезд. Людей рассаживали по 6 человек в одно купе.

На этой неделе поломки продолжились. Весьма показательной была понедельничная история с рейсом Донецк-Киев.

Пассажиры выехали из столицы Донбасса в 23:20 воскресенья, и должны были прибыть в Киев 05:56 утра. Но около 2-х часов ночи корейский поезд безнадежно остановился в 450 километрах от Киева, недалеко от станции Лозовая.

Как сообщала журналист Кристина Бердинских, поезд простоял в поле около 2 часов. При этом вагоны на 10-градусном морозе остывали, температура снаружи и внутри начала уравниваться. Железнодорожники подогнали локомотив, и к 4 утра пассажиры прибыли в Лозовую.

Там они провели еще 2 часа на вокзале. Только после этого людей погрузили в обычный поезд и отправили в Киев. Вместо 6 утра, пассажиры попали в Киев только к полудню – с опозданием в 6 часов. И за все их страдания им обещали компенсацию в 100-150 гривен.

Это достаточно стандартный сценарий поломки Hyundai последних дней.

Ну а способ передвижения корейских поездов по украинской магистрали лучше всего иллюстрируется видеороликом, снятым на одной из провинциальных ж/д станций. На видео видно, как Hyundai везет тепловоз ЧМЭ2 – чехословацкий дизель 1960-х годов (осторожно, ненормативная лексика).

Региональные СМИ со ссылкой на ГП "Украинская железнодорожная скоростная компания" сообщают, что за денежной компенсацией в связи с неграфиковым следованием поездов с 5 по 16 декабря обратились 397 пассажиров. По данным госпредприятия, общая сумма компенсации составляет почти 47 тысяч гривен.

Спешка

"Украинская правда" решила разобраться, чем конкретно объясняются такие частые поломки скоростных поездов. Мы обратились к госпредприятию "Украинская железнодорожная скоростная компания" с просьбой официально сообщить количество поломок поездов Hyundai в декабре 2012 года и назвать их причины.

Точную цифру госпредприятие не сообщило, но подтвердило, что поломки имели место на всех четырех маршрутах. "В период с 5 по 17 декабря 2012 из 192 рейсов поездов категории "Интерсити+" по направлениям Киев-Харьков, Киев-Донецк, Киев-Львов и Киев-Днепропетровск произошло несколько случаев неграфикового следования", - заявили в компании.

В "УЖСК" отметили, что причинами этих случаев "стал ряд обстоятельств:

- сложные метеоусловия: сначала - мокрый снег с дождем, налипание мокрого снега, повлекшее обледенения контактного провода, с последующим резким снижением температуры;

- технические неисправности контактной сети;

- технические неисправности подвижного состава поездов, а именно выход из строя отдельных узлов системы питания поезда вследствие действия низких температур окружающей среды, а также обледенения".

Эксперты в транспортной отрасли, с которыми пообщалась "УП", сошлись во мнении, что поезда Hyundai перед запуском не прошли всего цикла требуемых испытаний, прежде всего по эксплуатации в условиях низких температур.

Директор центра транспортных стратегий Сергей Вовк, комментируя постоянные поломки, заявил:

"Ключевыми условиями при выборе поездов под Евро-2012 были скорость производства, потому что надо было успеть до чемпионата, и покрытие 85% заказа Korea Eximbank. Столь сжатые сроки ввода в эксплуатацию привели к тому, что технические и эксплуатационные характеристики оказались не первым приоритетом, и поезда Hyundai оказались банально не готовы к нашим условиям эксплуатации".

Это мнение разделяет и эксперт общественной кампании "Европатруль" Вячеслав Коновалов. По его словам, поезда Hyundai "не прошли нормальную обкатку". "Если взять, например, российский "Сапсан", там несколько лет шли испытания, отладка и так далее", - говорит эксперт.

"Корейские поезда не предназначены для наших условий. Можно, конечно, говорить, что они проходили испытания в условиях европейских температур, но какие условия в Европе, а какие у нас", - добавил Коновалов.

Кроме того, по его словам, украинская железнодорожная инфраструктура не предназначена для скоростного сообщения. Например, одним из проблемных моментов является кривизна колеи. Если к неподходящей кривизне добавляется оледенение, то в поезде Hyundai срабатывает стоп-система.

Коновалов добавил, что, помимо самой закупки за 307 миллионов долларов, в несколько десятков миллионов долларов обошелся сервисный контракт на обслуживание поездов. Также было построено несколько станций их технического обслуживания, стоимостью около миллиарда гривен каждая.

В то же время, информированные источники утверждают, что, кроме Hyundai Corporation, свои предложения по скоростным поездам подавал еще ряд компаний. В том числе, отечественный Крюковский вагоностроительный завод.

Но все эти предложения не были приняты ввиду невозможности обеспечить столь сжатый срок поставки. А корейское предложение импонировало также возможностью не рассчитываться живыми деньгами, а взять кредит.

Кроме того, как утверждают источники, в самой "Укрзализнице" не знают четкую техническую причину поломок. "Никто не может понять, что именно так плохо", - отметил собеседник.

Как и непонятно, что со всем этим делать дальше. Существует мнение, что проект скоростного железнодорожного сообщения может быть или приостановлен, или вообще свернут.

Правда в "УЖСК", комментируя такую информацию, заявили, что "технико-эксплуатационные показатели поездов Hyundai, в том числе и показатели надежности, находятся на уровне не ниже показателей, характерных для поездов ведущих мировых производителей".

"Вопрос о замене электропоездов производства Hyundai Rotem на другие поезда, или об отказе от их эксплуатации пока не стоит", - отметили в госпредприятии.

Но сегодня ясно одно – государство поспешно выкинуло несколько миллиардов бюджетных денег на закупку корейских поездов и "пожарную" организацию скоростного сообщения. А закупленная техника элементарно не выдержала украинских реалий. Хотя эти реалии были очевидны с самого начала.

Какой пассажир, после всех описанных событий, будет ездить этими поездами, рискуя провести ночь на морозе где-нибудь под Лозовой – загадка.

И это как раз тот случай, когда вину не получится сложить на "коллективную безответственность". У этого проекта есть конкретный идеолог – Борис Колесников. Еще летом, комментируя постоянные поломки новых поездов, он сказал: "Все новые вещи иногда ломаются, это механика. Новые "Мерседесы" тоже ломаются".

Теперь ему это надо объяснять людям, которые, например, опоздали на плановую операцию, понадеявшись на расхваленное "скоростное сообщение по-украински".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде