Одесский припортовый – "Ватерлоо" для Юлии Тимошенко?
У Одесского припортового завода были все шансы стать рубиконом в отношениях Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. За два месяца приватизация объекта из сугубо экономического вопроса превратилась в символ политической победы, первым форпостом которого стал захват Фонда государственного имущества.
Все очевиднее становится то, что единственной целью прихода Юлии Тимошенко в Фонд было именно ускорение приватизации Одесского припортового завода.
Свой первый рабочий день под патронатом премьера и.о. председателя Фонда Андрей Портнов начал не с укрощения административного аппарата Валентины Семенюк, а из срочного восстановления приватизации ОПЗ.
Не имея на руках предыдущей нумерации документов Фонда, Портнов выдал поручение под номером 1-К (обычно под грифом "К" выдаются все поручения председателя Фонда).
Адресат поручения – руководитель юрдепартамента Фонда Шмуляр – по информации "Украинской правды", отказался выполнять указание Портнова, ссылаясь на то, что подготовить такой приказ за 13 минут физически невозможно.
Так началась битва, концом которой может стать добровольный отказ Юлии Тимошенко от продажи Одесского припортового.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
История и даты имеют странные проявления. Одесский припортовый вторично за всю историю своего существования был настолько близок к приватизации. И уже вторично его продажа на грани срыва именно 19 числа.
Именно 19 числа, но августа 2004 года, Леонид Кучма дал поручение правительству Виктора Януковича прекратить подготовку конкурса по продаже пакета акций завода, назначенного на 20 августа, "с учетом последних спекуляций вокруг приватизационных процессов".
По иронии судьбы, через четыре года приватизация Одесского припортового завода за день до конкурса может быть приостановлена под давлением Виктора Ющенко.
На протяжении четырех лет, прошедших после событий на Майдане, и Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко неоднократно меняли свою позицию по поводу целесообразности продажи ОПЗ.
Позиция Ющенко менялась в жесткой привязке к отношениям с Правительством.
Он дважды высказывал полную поддержку продажи завода – в июле 2005 года, пока отношения с Тимошенко еще не испортились, и в январе 2006 года под правление лояльного к нему Юрия Еханурова.
В то же время Ющенко трижды категорически отбрасывал возможность продажи завода – сразу после отставки Юлии Тимошенко в 2005-м и накануне парламентских выборов 2007 года, когда ОПЗ пыталось продать Правительство Виктора Януковича.
Кстати, регионалы, которые сейчас критикуют Тимошенко за желание пополнить бюджет за счет приватизации ОПЗ, почему-то неохотно вспоминают, что год назад Виктор Янукович пытался сделать то же самое.
Не менее странными путями к приватизации ОПЗ шла Юлия Тимошенко.
Инициировав в 2005-м внесение ОПЗ в перечень объектов первоочередной приватизации, в 2007-м она лично обратилась к Виктору Ющенко с требованием не допустить продажи завода Януковичем. Лидер БЮТ настаивала на том, что завод нельзя отчуждать вместе с перевалкой (см. ниже), хотя сейчас ее Правительство само выставляло на продажу и завод, и перевалку.
ИГРЫ ХИМИКАТОВ
Еще в феврале, когда конкурс на приобретение 99,52% акций Одесского припортового был объявлен Валентиной Семенюк, заинтересованность в тендере высказали 24 компании. Все они подписали договоры о конфиденциальности и были допущены к знакомству с активом.
Развитие конфликта вокруг назначения руководства Фонда госимущества уменьшило количество желающих принять участие в конкурсе почти вдвое. Впрочем, следует отметить, что заявки в Антимонопольный комитет продолжали поступать даже после подписания указов президента о запрете продажи завода.
По информации "Украинской правды", этому способствовало и личное общение Юлии Тимошенко с потенциальными покупателями. Источник в Кабмине утверждает, что премьер гарантировала участникам тендера в случае выигрыша полную юридическую поддержку в дальнейших судебных процессах по обжалованию результатов конкурса.
Однако число потенциальных участников продолжало снижаться. За пятнадцать дней до тендера Антимонопольный комитет получил только 11 заявлений. На протяжении последней недели круг участников сузился до минимума.
Одним из первых от участия в конкурсе отказалась компания "Нефтехимимпекс", которая принадлежит депутату от БЮТ Константину Жеваго.
Причины этого шага могли быть разными – то ли Жеваго не очень высоко оценил свои шансы в борьбе с химическими гигантами, то ли его уговорили добровольно отказаться, чтобы не давать оппонентам лишний повод говорить о заранее сфальсифицированном результате тендера.
Отказался от участия и Концерн "Стирол" регионала Николая Янковского. Это предприятие, которое технологически напрямую связано с Одесским припортовым амиакопроводом, считалось одним из главных претендентов.
Неожиданно со списков исчез и один из самых заинтересованных в приобретении актива украинских бизнесменов Александр Ярославский, который сначала подавал заявки на участие в тендере двумя компаниями - ЗАО "Укринвест" и ОАО "Азот".
На последнем этапе из списков участников исчезла норвежская Yara International АSA, которую в Фонде прямо называли фаворитом. По информации "Украинской правды", компания до последнего оттягивала принятие решения относительно участия в тендере.
Интересно, что интересы норвежцев представлял…народный депутат от Партии регионов Сергей Мошак. Источники "Украинской правды" рассказывают, что на последних выборах Мошак попал в список Партии регионов как человек, близкий к председателю Конституционного суда Андрею Стрижаку.
Для Юлии Тимошенко участие Yara International АSA было принципиальным, ведь присутствие международной компании автоматически поднимало бы уровень легитимности и статус самого конкурса.
Источники "Украинской правды" рассказывают, что залог от норвежцев напрасно ждали почти до полночи 11 мая. С начала Сергей Мошак ссылался на то, что в этот день в Норвегии выходной, потом выяснилось, что разрешение на участие в конкурсе не предоставил совет директоров компании.
В конечном списке претендентов на приобретение 99,52% акций Одесского припортового завода осталось три компании – эстонский "Нитроферт", входящий в структуры Дмитрия Фирташа, фирма "Нортима" Игоря Коломойского и российский "ЕвроХим".
Дмитрий Фирташ и Игорь Коломойский
В случае проведения тендера, участие именно этих двух олигархов – Игоря Коломойского и Дмитрия Фирташа, публично занимающих антитимошенковскую позицию, может и будет использовано премьером как доказательство неангажированности тендера.
Хотя, с другой стороны, очень сложно представить себе, как после продажи Одесского припортового лидер БЮТ будет юридически или каким-то иным образом поддерживать группу Приват или совладельца РосУкрЭнерго.
Появление Коломойского и Фирташа в окончательном списке участников тендера с самого начала выглядело странным, ведь своим присутствием эти два лояльные к Виктору Ющенко бизнесмена играли только на руку Тимошенко.
Из этого дуэта самое экзотическое участие в конкурсе Дмитрия Фирташа, который подал заявку не от украинской компании "Ривнеазот", а от эстонской "Нитроферт". Логичнее было, если бы он демонстративно проигнорировал конкурс.
Единственная логическая причина участия Фирташа в тендере – это договоренности относительно поддержки конкурса с партнерами по РосУкрЭнерго – Газпромом.
Дело в том, что единственная российская компания, которая осталась в списке претендентов – "ЕвроХим" – уже давно рассматривается Газпромом как стратегический партнер в химической области.
Участие Игоря Коломойского, у которого резко ухудшились отношения с Тимошенко, до последнего оставалось тайной.
Раньше Коломойский заявлял, что для участия в приватизации припортового собирается создавать единый консорциум вместе с Александром Ярославским и Алексом Ровтом (северодонецкий "Азот").
Впрочем, Коломойский сам в воскресенье в интервью "Украинской правде" раскрыл интригу.
- Мы подали заявку на участие в тендере только потому, что там был "Еврохим". Условия конкурса выписаны так, что если в нем принимает участие только один участник, он автоматически объявляется победителем и платит цену по экспертной оценке. Мы помним, как составляли цену на Никопольский ферросплавный, не хотим повторять тех ошибок и дарить "ЕвроХиму" такой подарок.
При этом по словам Коломойского, сумма, которая нужна будет для выигрыша в конкурсе, не является существенной.
- Мы принимаем участие в тендере, чтобы выиграть его. За этот конкурс вообще невозможно дать много денег. Но нам все равно какую сумму называть. Выиграв конкурс, мы все равно не воспользуемся победой, а сложим полномочия победителей до выяснения всех вопросов и объявления нового конкурса. Это наш окончательный план.
КАЗУС "ЕВРОХИМ"
Компания ОАО "Минерально-химическая компания" "ЕвроХим" является самым большим производителем минеральных удобрений России. Она входит в тройку европейских и в десятку мировых лидеров области.
Лицом компании "Еврохим" является Андрей Мельниченко, экс-владелец МДМ-банка. Однако, по некоторой информации, он представляет не только свои интересы. Так, утверждают источники, его партнеры в этом проекте - дочь и зять покойного Бориса Ельцина Татьяна Дьяченко и Валентин Юмашев, а также посол Виктор Черномырдин.
По мнению источников из круга оппонентов Тимошенко, украинский премьер вошла в системные договоренности с Черномырдиным. Тот помогает Тимошенко в контактах с Россией, и одним из проявлений этого могла стать покупка Одесского припортового компанией "ЕвроХим".
Источники даже не исключают, что у Тимошенко будет свой интерес в случае победы "ЕвроХима" – этим они объясняют упрямство премьера, хотя несколько мощных инвесторов отказались от участия в конкурсе.
История появления компании среди претендентов на пакет акций ОПЗ довольно таинственна.
21 апреля Семенюк лично собрала в Фонде госимущества представителей всех претендентов и объявила о прекращении приватизации Одесского припортового. 23 числа об этом решении опубликовали в "Ведомостях приватизации", а деньги, которые были внесены потенциальными участниками тендера, были возвращены.
Но потом ситуация сопровождалась крайне странными совпадениями. 24 апреля, зная о всех разногласиях, "ЕвроХим" перечислила на счет Фонда конкурсную гарантию в размере 59 миллионов долларов США.
В этот же день административный суд Киева прекратил указы президента относительно руководства Фонда госимущества, фактически возобновив полномочия и.о. председателя Фонда Андрея Портнова.
Что именно заставило руководство "ЕвроХим" неожиданно перечислить деньги, так и осталось неизвестным, но уже за сутки конкурс был восстановлен командой Тимошенко.
Однако деньги "ЕвроХиму" были возвращены поручением Валентины Семенюк, а представители компании до последнего отрицали свое участие в конкурсе. Со стороны россиян до прошлой пятницы был заявлен ОАО "Акрон".
И только поздно вечером в последний рабочий день прошлой недели произошла рокировка – вместо "Акрон" в списке претендентов снова появился "ЕвроХим".
Сейчас российская компания является фаворитом конкурса. По некоторой информации, компания зарезервировала до трех миллиардов долларов на покупку объекта, что в пять раз больше, чем стартовая цена.
Впрочем, победа "ЕвроХим" может существенно изменить ситуацию на украинском рынке, в чем в первую очередь не заинтересованы владельцы украинских химических предприятий Игорь Коломойский и Александр Ярославский.
Дело в том, что Одесский припортовый завод является конечным пунктом амиакопровода "Тольятти-Горловка-Одесса". Сам амиакопровод (труба) уникален, не имеет аналогов в мире и, согласно Конституции, не может продаваться.
В то же время амиакопровод не является самодостаточным. Ключевым звеном его полноценной работы являются объекты по приему и перегрузке химической продукции в одесский порт "Южный" – так называемая перевалка.
Говоря на языке аналогии, перевалка – это железнодорожная станция, которая так же важна, как и колеи.
Труба находится на балансе государственного предприятия "Укрхимтрансамиак", а перевалочные мощности вместе с четырьмя самыми большими в Европе хранилищами сниженного аммиака входят в состав Одесского припортового завода. В результате – ОПЗ является монополистом услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака.
Будущий владелец Одесского припортового вместе с перевалкой автоматически становится угрозой для всех игроков рынка Украины.
Сейчас в правительстве настаивают на том, что этого не произойдет, ведь согласно условиям конкурса, победитель конкурса будет обязан согласовывать квоты по использованию перевалки в Минпромполитики.
Но это в теории. На практике первые шесть месяцев представители Фонда госимущества вообще не будут иметь права даже заходить на территорию объекта. И даже, если новый владелец объекта нарушит это условие, это приведет только к судебной волоките, в том числе в международных инстанциях, что может продолжаться годами.
Единственное, что останется другим участникам рынка – договариваться на условиях победителя.
Еще три года назад, в середине декабря 2005 года именно Виктор Ющенко лично поручил Министерству экономики, Мипрополитики и Фонду госимущества подготовить распоряжение о немедленном прекращении реструктуризации ОПЗ.
- Припортовый завод рассматривается как единый комплекс и это решение обжалованию не подлежит, - заявил тогда президент.
Сейчас Виктор Ющенко изменил свою точку зрения и настаивает на разделении перевалочных мощностей от самого завода.
По информации источников "Украинской правды", Ющенко стал на такую позицию после беседы с … Коломойским и Ярославским. По словам источника, эти два бизнесмена вместе были на личном приеме у Ющенко в конце прошлого года и убедили его, что Одесский припортовый или должен быть реструктурирован, или продан консорциуму украинских компаний.
ПОЧЕМУ ОТМЕНЯТ КОНКУРС
По информации источников "Украинской правды", решение об отмене конкурса Одесского припортового завода было принято еще в субботу, после чего на утро понедельника было созвано экстренное заседание Кабинета министров.
О возможности обжалования любого результата конкурса по продаже ОПЗ в нынешних условиях говорили уже давно, однако до прошлой пятницы это не останавливало Тимошенко.
Впрочем, два обстоятельства оказались решающими, под влиянием которых правительство, взвесив все риски, решило отступить.
Обстоятельство первое. Генеральная прокуратура.
По информации источников, в пятницу во время заседания Совбеза Ющенко дал личное поручение генпрокурору о проведении расследования ситуации вокруг Фонда государственного имущества.
А уже в субботу на допрос в Генеральную прокуратуру были вызваны Андрей Портнов, заместитель председателя Фонда государственного имущества Дмитрий Парфененко и председатель Государственного казначейства Татьяна Слюз.
По некоторым данным, уже в понедельник прокуратура готовит возбуждение трех уголовных дел по факту недополучения 10-12 миллионов гривен от казначейства, невыполнения указов президента, а также печать внеочередного тиража "Ведомостей приватизации".
Возбуждение уголовных дел вряд ли затронет саму Юлию Тимошенко. К тому, же по достоверной информации, правительство официально не регистрирует некоторые поручения премьера, которые касаются Фонда госимущества.
Даже Андрею Портнову, пока он народный депутат и у него есть неприкосновенность, эти дела не будут угрожать. Действия Генеральной прокуратуры больше похожи на последнее предупреждение. Но проведение тендера по продаже припортового может стать крюком, на котором окажутся многие люди из окружения Юлии Тимошенко, не защищенные иммунитетом или политическим зонтиком. Последствия этого могут длиться годами.
Обстоятельство второе. Закон о Кабинете министров.
Наверное, согласие Юлии Тимошенко на закон о Кабмине в той редакции, которую уже подписал Виктор Ющенко, так и останется самой большой тайной времен ее правления.
В пятницу, пока Тимошенко сидела на заседании Совбеза, ее собственная фракция вложила в руки президента меч, который может разрубить все планы премьера.
Дело в том, что одним из аргументов и Валентины Семенюк, и Виктора Ющенко против приватизации ОПЗ было решение Совета нацбезопасности. И если до пятницы правительство теоретически могло игнорировать эти решения, то за новым законом о Кабинете министров они обязаны подчиняться воли Совбеза.
Обстоятельство третье. Даже если бы конкурс произошел…
Цель, которую преследует Тимошенко, настаивая на приватизации ОПЗ – пополнение доходной части бюджета – даже после успешного проведения конкурса могла остаться не достигнутой.
Дело в том, что согласно условиям тендера, победитель должен перечислить деньги на протяжении 60 дней – по 50% каждые 30 дней.
За это время потенциально в суд могут подать как минимум 26 субъектов – 24 из тех, которые не приняли участия в тендере, Генеральная прокуратура и Фонд государственного имущества.
Потенциальных причин для обжалования результатов конкурса великое множество.
Во-первых, конкурсные гарантии (60 миллионов долларов от каждого участника) были переведены не на счета Фонда госимущества, а на счета Госказначейства, хотя об этом не было ни единого сообщения.
Во-вторых, нарушены все сроки проведения тендера. Согласно закону, повторный конкурс после прекращения должен был состояться не раньше чем через 30 дней после восстановления. С соответствующими сообщениями в прессе.
В-третьих, до сих пор не объявлен состав конкурсной комиссии.
И это только очевидные обстоятельства. А уголовные дела против участников подготовки тендера по приватизации ОПЗ существенным образом ослабили позицию и возможного победителя, и самого правительства.
И вдобавок за Тимошенко выбор могут сделать сами участники тендера. По информации "Украинской правды", сегодня в полдень должна пройти встреча представителей Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа и "ЕвроХим", где может обсуждаться и самоотвод всех участников.
Сейчас для Юлии Тимошенко отмена конкурса – это выбор между плохим и ужасным. Хотя уже вскоре лидер БЮТ может перетрактовать этот проигрыш в свою пользу. И первыми ее словами станут те, что она "пошла на все уступки Виктору Ющенко" – и относительно закона о Кабинете министров, и относительно приватизации ОПЗ – однако ей "не дали работать", что развязывает руки перед выборами президента.
Однако в короткой перспективе у Тимошенко не очень хорошие времена. В конце недели ее может ожидать проигрыш на выборах в Киеве. А на горизонте виднеются сложности в процессе изменений в Конституцию – "регионалы" гарантировано воспользуются ситуацией, которая складывается не в пользу БЮТ.
Мустафа Найем, для УП