Черная метка столичному зоопарку
Коллекции диких животных, содержащихся в неволе, известны со времен фараонов и шумеров. Однако только в XX веке зоопарки перестали быть развлечением для праздной публики. За сто лет они сделали рывок от примитивных зверинцев до особого явления на стыке культуры, науки и природоохранного дела.
В зоопарках спасают исчезающие виды и знакомят очумевших в бетонных джунглях горожан с миром природы - тающим буквально на глазах. Сегодня хороший зоопарк – визитная карточка любого города и отличная "замануха" для туристов.
В то же время, плохой зоопарк – настоящий концлагерь для животных, стресс для посетителей и верный индикатор того, что городская власть либо бездарна и некомпетентна, либо ей наплевать на свои обязанности. Впрочем, как мы увидим на примере столичного зоопарка, эти "достоинства" могут сочетаться в полном объеме.
НЕМНОГО О РОЛИ ЛИДЕРА В ИСТОРИИ
В отличие от вещевого рынка, зоопарк очень зависим от личности руководителя. Это в торговле без разницы, чем торговать – турецкими свитерами, сковородками или петардами. Принципы остаются одни и те же.
Управление зоопарком требует такого же профессионального подхода, как управление больницей, артиллерийским полком или заводом. Почему-то никому не приходит в голову назначать командиром войсковой части выпускника консерватории, а ректором академического института – председателя колхоза…
За положительным примером далеко ходить не нужно. Лучший зоопарк Украины - в Николаеве. При бюджете и финансовых возможностях несоизмеримо меньших, чем в Киеве, он является членом Всемирной и Европейской Ассоциации Зоопарков и Аквариумов (откуда Киев бесславно вытурили), а его директор Владимир Топчий является экспертом мирового уровня, пользующимся безусловным уважением сотрудников, зарубежных коллег и расположением местных властей.
Так вот, согласно уставу Всемирной Организации Зоопарков и Аквариумов (WAZA) в ее совет могут входить только люди, имеющие диплом зоолога или ветеринара. Директоров зоопарков, не имеющих специального образования в мире считанные единицы. Среди них – незабвенный Джеральд Даррелл, а у нас на Украине таким самородком является директор Ялтинского зоопарка Олег Зубков.
Еще одно неписаное, но строго соблюдаемое правило – руководитель должен вырасти, сформироваться в зоопарковской среде – пройти по служебной лестнице. Если хотите, он должен "пожить" в зоопарке.
Средний срок работы директора – 20 лет. Это необходимое время для реализации крупных проектов, разведения редких видов, создания успешной команды. Например, в берлинском Zoo за 100 лет сменилось всего 5 руководителей! Директор Московского зоопарка Владимир Спицын служит 30 лет, Новосибирского – 40, тот же Владимир Топчий начал свою карьеру еще юннатом.
Такова мировая практика. Но как сказал один небезызвестный поэт: "То нехай собі як знають, божеволіють, конають – нам своє робить". И киевская власть на протяжении многих лет именно "робить своє". Только вот "конають" при этом ни в чем не повинные братья меньшие, коротающие свой век в бардаке под громким названием Киевский зоопарк.
ПО ДОРОГЕ РАЗОЧАРОВАНИЙ
Что правда, то правда - нашему зоопарку в последние 10 лет фатально не везло с руководителями. Последним директором с дипломом зоолога здесь был А. Лепешков, при котором зоопарк и приняли в Европейскую Ассоциацию Зоопарков и Аквариумов (EARAZA). Справедливости ради, отметим, что ему досталось неплохое наследство от предшественника – Владимира Сапелкина. Тот руководил около 20 лет.
Заслуги Сапелкина - озеленение территории, постройка Дома приматов, Острова зверей, Павильона птиц. Коллекция зоопарка тогда пополнилась гориллами, белыми носорогами, слонами.
По-разному можно оценивать "эпоху Лепешкова" (1992-998 г.г.), но давайте учтем, что ему пришлось служить при трех градоначальниках и в тяжелейшей экономической ситуации. Однако зоопарк не был разорен, коллекция животных - сохранена. Правда, зоопарк лишился единственного общежития-"гостинки". Читатель понимает, что важнейший рычаг мотивации для сотрудников был утерян.
Алексей Лепешков был фактически снят с должности после отказа впустить в зоопарк фирму "Країна мрій" - проще говоря, многочисленные аттракционы, несовместимые с нормальным содержанием животных.
И вот здесь начинается полная чушь, продолжающаяся и поныне. На смену специалисту на целые 8 лет в зоопарк пришел Евгений Кирилюк – экс-начальник управления социального обеспечения горадминистрации – персонаж одиозный, даже не стремившийся вникнуть в проблемы вверенного ему хозяйства.
Открытый с большой помпой Медвежий остров был построен без учета элементарных зоотехнических требований, экспертизы и с неоправданными затратами. Менеджмент "а ля Кирилюк" славен возведением огромного админкорпуса, вырубкой массива зеленых насаждений, засильем торговых точек и превращением зоопарка в скопище громыхающих аттракционов. "Країна мрій" победила мир природы!
Переоборудование зала для посетителей на Острове зверей в гротескное подобие "Экзотариума" - стало кульминацией дилетантства и бесхозяйственности. В то же время, для аварийного Павильона птиц, Слоновника (постройка 30-х годов) и Дома приматов денег не нашлось. Как и для дышащих на ладан коммунальных сетей.
Кризис управления повлек за собой кризис кадров. Мизерная зарплата, отсутствие жилья для специалистов быстро обескровила команду зоопарка. Остатки "старой гвардии" еще держали оборону, но зоопарк быстро деградировал.
При этом господин Кирилюк обожал зарубежные командировки, где запомнился постоянным отсутствием на конференциях и рабочих мероприятиях. В зоопарковском сообществе СНГ давно привыкли к мысли, что в Киеве есть "зоопарк без головы".
Венцом "созидательной" деятельности Кирилюка в 2006 году стал перевод Киевского зоопарка из подчинения городскому Управлению культуры в Главное управление торговли и быта. То есть городская власть уравняла зоопарк с вещевым рынком.
Незаконность решения при этом никого не смутила. И не смущает до сих пор. На первом пресс-брифинге г-жи Берзиной и г-жи Кильчицкой об этом нюансе сообщили вскользь, как о факте незначительном.
Господин Кирилюк верно служил бы любому хозяину города, однако Черновецкому человек Сан Саныча пришелся не ко двору. Так злополучный зоопарк в 2006 г. перешел под водительство бывшего директора Центральной бани Федора Ромаша.
Каким боком банщик прилепился к зоопарку? Да очень просто. Он имел непосредственное отношение к фирме "Країна мрій", арендовавшей землю для аттракционов. За год Федор Федорович не приступил толком к исполнению своих обязанностей по причине полной профнепригодности.
Казалось бы, пора делать выводы. Однако, неутомимый куратор зоопарка - небезызвестная Ирэна Кильчицкая сосватала на этот пост человека абсолютно неизвестного в зоопарковских кругах, но известного городским любителям домашней живности, а именно кошек и собак.
ЭКОЛОГ НА НАШУ ГОЛОВУ
Итак, на пресс-брифинге "Проблемні питання та перспективи розвитку Київського зоологічного парку" (подобный напыщенный стиль вообще характерен для деятельности г-жи Берзиной) Ирэна Кильчицкая представила нового гендиректора. Каков же ее славный трудовой путь и обладает ли она необходимым опытом для работы на нынешней должности. Судите сами.
На посту руководителя КП "Центр ідентифікаціі тварин" г-жа Берзина успела прославиться "войной" с владельцами домашних животных. Точнее, с содержимым их кошельков.
Вся служебная активность Берзиной сводилась к принудительной платной регистрации собак с единственной целью – передавать сведения ЖЭКам для включения в квитанции на оплату счетов за коммунальные услуги пункта "животные".
Кстати, читатель, а вы внятно понимаете, что собой представляют коммунальные услуги по содержанию животных? Тайна сия велика есть…
Да и само начисление коммунальных платежей за содержание животных и поныне не соответствует действующему законодательству. Об этом прямо заявил главный консультант комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики Сергей Омельянец на слушаниях проекта новых правил.
Факт подобного правового беспредела подтвердил и начальник киевского городского управления юстиции Дмитрий Сокуренко. Тем не менее, не без участия Берзиной только с 1997 по 2005 год городская власть слупила с "собачников" ориентировочно около 15 млн грн (исходя из официально предоставленной "Центром ідентифікаціі тварин" цифры зарегистрированных животных – 48 тысяч и среднего ежемесячного коммунального платежа с владельцев животных 6 грн). Как деньги использовались - осталось неясным.
Ведь обладатель диплома менеджера внешнеэкономической деятельности так и не смогла выполнить собственные обещания по организации выгулов для собак. По странному стечению обстоятельств эти жалкие клочки земли уходили под новостройки или автостоянки.
Кстати, на вопросы особо въедливых журналистов относительно ее образования, Светлана Берзина смело заявила, что давно занимается природоохранной деятельностью и в 2006 году получила диплом по специальности "эколог".
Но постараемся быть непредвзятыми и посмотрим на природоохранную активность нашей героини.
Она является председателем Всеукраинской общественной организации "Жива планета". Наберите в поисковике это словосочетание и вы тут же попадете на сайт "Программы экологического маркирования в Украине".
Если отбросить словесную шелуху, то суть деятельности сих охранников природы сводится к следующему: платите деньги (от $100 до $2500), а мы вам на упаковку красивенький значок, свидетельствующий об экологической чистоте вашего товара. Маркирование пока добровольное.
Но зная пробивные таланты нашей героини, можно предположить что это только пока. И тогда снова потекут неизвестно куда деньги за миллионы симпатичных блямбочек на миллионах упаковок. Такая вот история с экологией.
Теперь госпоже Берзиной хорошо проявившей себя на ниве вышибания денег на болезненных для общества темах, ее покровителями предоставлен - в виде приза Киевский зоопарк накануне 100-летнего юбилея.
Вместе с соответствующим финансированием, которое зашкаливает за 50 млн гривен. Что-то пробило автора на пиратскую лексику. Если вспомнить, что когда-то призом называли захваченный пиратской братией корабль.
Действительно – у штурвала городского зоопарка сейчас некий малопонятный человек, проявивший себя исключительно на ниве добычи денег. Но было во времена пиратства и еще одно колоритное понятие – пресловутая "черная метка". Ее вручали приговоренному к смерти.
С подходами, которые проводят на протяжении десятилетий городские власти через кирилюков и ромашей, появление госпожи Берзиной – и есть та самая "черная метка" Киевскому зоопарку.
Андрей Мазур, корреспондент газеты "Сегодня" для УП