Отмена привилегированных номеров машин стала новой идеей Виктора Ющенко, которая должна дополнить имидж-кампанию по созданию образа решительного президента. Электорату никогда не нравились любые проявления превосходства элиты, в том числе и те, которые крепятся на бамперы автомобилей.
На первый взгляд даже кажется, что Ющенко довольно просто навести порядок с "блатными номерами" – взять и аннулировать их. Эта тема приходится сестрой другой, которую раньше активно запускал президент – об отмене депутатской неприкосновенности.
Однако процесс может столкнуться со сложностями – в подчинение Виктора Ющенко не входит большинство владельцев спецномеров на борту. И, даже если президенту хватит авторитета заставить их сдать, очень быстро ГАИ придумает новый вид привилегированных номеров.
Ни для кого не секрет: их выдача – статья заработка руководящего состава автоинспекции.
Четыре года тому назад Кучма уже подписывал указ, которым запрещалось закрепление спецномеров за госучреждениями, но выход нашли. Любой инспектор знает, что лучше не останавливать машины, номера которых заканчиваются на АА, ІІ и тем более ВР.
Касту неприкосновенных дополняют синие номера милиции. Но самыми привилегированными являются три вида номеров, которые состоянием на сегодняшний день ездят по улицам Украины.
Блатные номера имени Медведчука
Это двух- и трехзначные номера с изображением трезубца и флага.
Такие номера были введены администрацией президента времен Виктора Медведчука, а их выдачей занималось Государственное управление делами по указанию главы АП. Хочешь – не хочешь, а, получив модный знак, его владелец ощущал себя обязанным – ведь всегда можно было найти повод, чтобы не выдавать номер.
Привилегированные номера получали не только злостные кучмисты.
Именно на номерах этого стандарта до сих пор ездят Юлия Тимошенко (номер 61) или Богдан Губский (номер 60). Их выдали этим политикам как лидерам фракций БЮТ и группы "Единая Украина" еще в парламенте четвертого созыва.
Автомобиль Юлии Тимошенко легко узнать по цифрам 61 |
Номер 66 был закреплен за фракцией "Наша Украина", но забрал себе его не Ющенко, а Вера Ульянченко – в то время руководитель секретариата фракции.
Следующий номер – 67 – взяла себе лидер фракции Партии регионов Раиса Богатырева.
"Порше Кайен Турбо" Раисы Богатыревой идентифицируется благодаря цифрам 67 |
Очевидно, что раздача некоторых номеров происходила по принципу блата, так как получали их чиновники даже среднего ранга, но работающие в близком окружении первых лиц государства. Так, номер 77 выдали руководителю секретариата администрации президента, который работал вместе с Медведчуком. Номер 55 дали завхозу Верховной Рады времен Литвина Ивану Куцику.
А номер 73 Медведчук передал футбольному клубу "Динамо", и закрепили его за одним из братьев Суркисов.
Но самую уникальную историю нам удалось обнаружить благодаря случайности.
Корреспондент "Украинской правды" по меньшей мере, дважды зафиксировал на улицах Киева роскошный Bentley Continental Flying Spur с номером 85.
Загадочный "Бентли" с номером 85 |
Государственный номер, который должен принадлежать чиновнику, на машине стоимостью, по меньшей мере, 300 тысяч евро выглядел как вызов всем "лохам" и не мог не броситься в глаза.
Как удалось выяснить, номер 85 еще в марте 2004 года был выдан Медведчуком на Государственный комитет материального резерва, который тогда возглавлял другой член СДПУ(о) Николай Песоцкий.
"Украинской правде" удалось найти этого человека – он клялся и божился, что после отставки в 2005 оставил блатной автономер в Госкомрезерве.
Вместе с тем действующее руководство Госкомрезерва также опровергло свою причастность к этому номеру. "Номер 85 ни нынешний председатель Госрезерва, ни сама структура Госрезерва не использует", - объяснили в этой структуре.
Но не фантом же сейчас ездит с этим номером, а конкретный и очень недешевый "Бентли".
Разгадка поражает своей непосредственностью – государственный номер 85, который принадлежит Госрезерву, экс-руководитель этой структуры Виктор Бойко... забрал с собой после увольнения. Бойко пришел на место Песоцкого и проработал во главе Госрезерва на протяжении шести месяцев в 2005 году.
Виктор Бойко прихватил с собой автомобильный vip-знак? |
Какое он имел право не возвращать номер, которым завладел, будучи госчиновником, так и осталось загадкой. Сам Бойко в ответ на многочисленные запросы к его приемной не захотел прокомментировать ситуацию. Кстати, именно этот Бойко фигурирует в другом свежем скандале – с потасовкой в одном из ресторанов Киева.
Блатные номера имени Луценко
Это трехзначные номера с изображением герба. Их было внедрено приказом Министерства внутренних дел времен Юрия Луценко – от 2 апреля 2005 года.
У Луценко была необходимость в запуске нового стандарта спецномеров – так как номера старого образца, выданные при Кучме, никто не собирался возвращать.
А новая власть, которая пришла в кабинеты с Майдана, тоже хотела иметь свои привилегированные отличия на автомобилях.
Поэтому, отменив одной рукой спецномера ІІ, ОО или МІ, другой рукой помаранчевое руководство МВД ввело новую серию номеров для крутых.
Новый стандарт номеров ввели после Майдана. 017 закрепили за министром иностранных дел |
Сначала решили сделать 150 спецномеров. Но, в следующем году, 1 июня 2006, Луценко выдал дополнение еще на 44 номера.
В частности, было решено, что право на спецномер имеют не только председатель Центризбиркома, но и члены ЦИК. Правда, сразу же было сделано примечание, что номера им выдаются "на период проведения выборов". Очевидно, такая логика предусматривала, что во время электоральных соревнований член ЦИК становится намного более занятым человеком, и, чтобы милиция его не беспокоила с проверками, у него должен быть спецномер.
В дополнительный список попали 11 номеров для бывших председателей Верховной Рады, а также номера для руководителей групп парламента. Напротив этого пункта была пометка, что выдаются они на время работы Верховной Рады соответствующего созыва.
Таким образом, лидеры фракций попали вообще в привилегированное положение – они могли оформить или номер ВР, или вообще трехзначный номер с флагом.
Новый министр внутренних дел Цушко продолжил выдавать крутые номера. Таким образом, по сообщению ГАИ, сейчас их численность достигает 225.
Блатные номера имени Верховной Рады
Украинский парламент также решил не упустить своего права получить привилегированные номера.
Как известно, после прихода Юрия Луценко в 2005 году объявили, что в Украине больше не будет блатных номеров серии АП, КМ и ВР. Такое заявление совпало по времени с процессом замены номеров старого образца на новые.
Но, вопреки обещанию, серия ВР... осталась. Причем в статусе спецномера. О том, что никто из смертных не может легально его получить, свидетельствует таблица стандартов ГАИ. Там буквосочетание "ВР" на номерах попросту отсутствует.
Особый цинизм ситуации в том, что улицы Киева запружены пяти- и шестилитровыми супер-карами с номерами, которые заканчиваются на ВР.
Как объяснили "Украинской правде" в аппарате Верховной Рады, для получения в Государственной автоинспекции номера с окончанием ВР надо обладать одной "благородной чертой" – письмом с подписью руководителя аппарата парламента Валентина Зайчука.
Причем реально на машине, на которой будет номер ВР, совсем не обязательно должен ездить депутат – при желании народный избранник может указать на автомобиль своего кума или бизнеса-компаньона.
"Механизм выдачи номеров ВР прост. Депутат должен написать письмо на Зайчука: "Прошу выдать спецномер на автомобиль, который меня обслуживает, для выполнения обязанностей народного депутата". Вот и все. Мы на основании этого письма пишем свое обращение к департаменту ГАИ. Номера ВР хранятся в сейфе у заместителя начальника ГАИ, и без письма из парламента получить его невозможно", - утверждает собеседник "Украинской правды" в аппарате Верховной Рады.
По его словам, для парламента пятого созыва, который неожиданно был распущен Ющенко, зарезервировали пятьсот номеров – от АА 1001 ВР до АА 1500 ВР.
Тариэл Васадзе в парламенте V созыва получил номер АА1007 ВР |
Причем владельцам автомобиля выдавался временный техпаспорт с примечанием "действителен до 2011 года", то есть когда должны были закончиться полномочия той Верховной Рады.
Хотя депутатов 450, был образован резерв в пятьдесят номеров, которые, по желанию, можно продавать "налево". Но реально часть депутатов уже не первую каденцию в парламенте, и свои спецномера они получили в предыдущем созыве. Кроме того, не все избранники хотят иметь признак ВР на борту. Поэтому возможности для махинаций намного шире – на продажу можно смело выставлять, по меньшей мере, 200 номеров.
Кто действительно ездит на этих машинах, установить нереально – милиция автомобили с пометкой ВР не останавливает.
У депутатов четвертого созыва, 2002-2006 годов, также были свои спецномера.
Сначала это были номера особой серии. Если у всех простых граждан на номерах было пять цифр, то у депутатов – четыре и окончание "ВР", как на номере Нестора Шуфрича 0-098 ВР.
Автомобиль Шуфрича еще со старым форматом номеров |
После замены стандарта номерных знаков по Украине депутаты стали получать, казалось бы, обычные номера. Но принадлежность к касте неприкасаемых выдавало окончание ВР.
Если у депутатов пятого созыва номер начинался на единичку, то в четвертом – на ноль. Например, номер депутата Петра Дыминского выглядел как АА 0213 ВР.
"Бентли" Петра Дыминского |
Интересно, что депутатам четвертого созыва эти номера были выданы бессрочно. И потому люди, которые больше не ходят на работу в парламент, до сих пор пользуются этими номерами, производя впечатление на ГАИшников и пешеходов своей принадлежностью к числу правителей судьбы.
Как удалось выяснить "Украинской правде", с номером ВР ездит, например, Виктор Пинчук. Зачем второму по доходам бизнесмену Украины такая сомнительная привилегия – непонятно.
У Виктора Пинчука раньше был номер 0-049 ВР. Теперь он ездит на АА 0049 ВР |
Начав на прошлой неделе борьбу со спецномерами, на самом деле президент Ющенко объявил очередной раунд борьбы с ветряными мельницами. О намерении Банковой сделать ликвидацию особых номеров своей фишкой свидетельствуют сообщения секретариата президента для прессы в последние дни.
В частности, глава секретариата Виктор Балога сдал номер 004 назад в ГАИ и предупредил, что "все чиновники, за служебным транспортом которых закреплены специальные номерные знаки, должны безотлагательно сдать их в подразделения ГАИ".
"Не сдав спецномер, можно сдать служебное удостоверение", – предупредил Балога.
Но проблема приобрела большие масштабы. Как было описано выше, спецномера есть не только у подчиненных президенту, и грозить им увольнением нелогично, так как они не зависят от Ющенко.
Параллельно с этим заместитель Балоги Игорь Пукшин, на которого возложен контроль над сдачей спецномеров, заявил, что Ющенко никогда ими не пользовался.
Эта патетика была бы оправдана, если бы не ее курьезность – ни Ющенко, ни Кучма не ездили с номерами 01 ли 001 просто по соображениям безопасности. По тем же причинам Балога не пользовался номером 004, а Янукович – 003.
Первые лица государства передвигаются на машинах с малозаметными номерами, которые, тем не менее, известны всем ГАИшникам по маршруту следования – поэтому ни у кого не возникнет соблазн поднять перед ними полосатую палку.
А порядок на дорогах начнется не с отмены спецномеров, а со способности инспектора быть одинаково требовательным к чиновнику и к обычному водителю.
Этого невозможно добиться указанием Балоги, возвращать в милицию знаки трехзначной серии – здесь помогут только коренные изменения в системе ГАИ, когда у человека исчезнет сама потребность выбивать себе спецномер.
В парламенте четвертого созыва старались постановить закон, который бы упорядочил ситуацию со спецномерами, но он не прошел утверждение даже на профильном комитете.
А опытный милиционер-депутат Александр Бандурка тогда прямо признал, что МВД придумает новый способ выделять неприкасаемых из общего потока автомобилей.
Киевские водители находятся в особом статусе – они каждый день ощущают искренность намерений власти, когда пропускают автоколонны с Ющенко или Януковичем.
В свое время президентом уже был издан указ о запрете перекрытия улиц, но он тоже не выполняется. Вот именно это и является правдивым тестом пафосных заявлений руководителей государства о их желании сделать всех равными на дорогах.
Передрук матеріалів тільки за наявністю гіперпосилання на www.pravda.com.ua