Нестор Шуфрич: Литвину по морде могут дать, но убить – за это не стоит волноваться

Вторник, 13 марта 2007, 10:00
Продолжение интервью с Нестором Шуфричем. Начало читайте здесь: Нестор Шуфрич: Мне сложно любить Тимошенко после того, что случилось два года назад.

– Сейчас много говорят о возможности досрочных выборов в парламент. Вы верите в эту возможность после соответствующего решения Конституционного суда?

Не верю. Но я хочу напомнить, что в 1994 году тоже не было никаких оснований для проведения досрочных выборов. Сейчас искусственно накручивается политический кризис. И недавно прозвучало заявление Василия Киселева, что возможны одновременные выборы и президента, и парламента. Кстати, еще до заявления Василия Киселева я сказал, что мы можем настолько потерять контроль над ситуацией, что повторим 1994 год, и нереальные вещи начнут материализоваться.

Вот составьте три тезиса в один: досрочные парламентские выборы, досрочные президентские выборы и изменения в Конституцию вместе с досрочными выборами. И представьте себе изменения в Конституцию, где в переходных положениях будут написаны сроки досрочных выборов. Возможно такое?

– И если будут досрочные выборы, то в списке какой партии окажется Шуфрич?

– Шуфрич будет рядом со своими товарищами. Но не будет никаких досрочных выборов, забудьте!

Кстати, обратите внимание, до сегодняшнего дня я ни в одном политическом прогнозе не ошибся. 4 февраля 2005 года я сказал, что правительство Тимошенко уйдет в отставку в сентябре. В январе 2005 сказал, что оранжевые провалятся, как неспособные работать во власти, и я еще летом 2005 года, через полгода после Майдана, говорил, что премьер-министром Украины будет Виктор Федорович Янукович. На меня смотрели как на сумасшедшего! Но то произошло? Произошло!

И, в конце концов, 26 марта 2006 года, уже после выборов, на канале НТН я спрогнозировал, какой будет коалиция: СПУ, КПУ и Партия регионов. А сейчас говорю, что выборы состоятся, только если этого захочет коалиция.

– В этом интервью вы апеллировали к неудачам других людей. Тогда как ваш лично результат на парламентских выборах намного ниже, чем у тех, кого вы подвергаете критике. Блок "Не так" проиграл выборы? Проиграл. В отличие от "Нашей Украины". Кроме того, технологи, которые были с "Не так!", были приглашены лично вами.

– Я могу подтвердить, что, действительно, название блока предложили люди, которых предложил именно я. Но я считаю, что результат выборов оппозиционного блока "Не так" и "Нашей Украины" имеет существенное различие. Наш кандидат на президентскую должность, Виктор Янукович, выиграл в парламентских выборах. А блок Виктора Ющенко занял только третье место.

Кроме того, у меня есть много вопросов относительно метода подсчета голосов на прошлых парламентских выборах. Я никогда не поверю, что в городе Одессе за блок "Не так!" в городской совет проголосовало 10%, а в Верховную Раду – меньше 1%.

Такого не бывает! Но это уже наша вина, что мы не смогли защитить наши голоса.

Но в целом победила наша идея – бело-синяя идея, частью которой был и Нестор Шуфрич.

Потому что когда я агитировал за оппозиционный блок "Не так", ко мне подходили люди и говорили: "Нестор Иванович, спасибо, мы вместе с вами, и мы проголосуем за Виктора Федоровича".

У меня язык не поворачивался сказать, что во время парламентских выборов Шуфрич и Янукович – это не совсем одно целое. Я их благодарил и говорил: "Так и поступайте!". Ни разу не сказал: "Не голосуйте за Партию регионов и за Виктора Януковича".

...Честно говоря, я надеялся, что оппозиционный блок "Не так!" пройдет в парламент, и мы поможем в создании антиоранжевой коалиции. К сожалению, этого не произошло. Но состоялась другая антиоранжевая коалиция.

– Еще одним сценарием дальнейшего развития может быть отмена политреформы. Недавно в интервью "Известиям" тогдашний спикер парламента подтвердил, что, на самом деле, изменения в Конституцию принимались с нарушениями.

– Я всегда был максимально откровенным человеком... Я просто возмущен некоторыми высказываниями Литвина!

Литвин говорит в упомянутом вами интервью: "Если бы я был откровенен до конца, думаю, меня бы уже давно убили".

Но я точно знаю, что в 2000 году во время известных событий, много моих друзей делали так, чтобы Литвин сам с собой ничего не сделал! Это я знаю точно!

За отдельные высказывания Литвина в этом интервью по морде могут дать, но убить – за это Владимир Михайлович может не переживать. Если ему не дали этого сделать в 2000 году, то сегодня он давно уже никого не интересует.

Литвин говорит, что "изменения в Конституцию, как бы их не продавливали в Верховной Раде, не прошли в начале 2004 года". Если помните, тогда не хватило шесть голосов...

Я припоминаю, как сразу после голосования я был в кабинете Медведчука. И при мне состоялся разговор Медведчука с Кучмой. Когда Медведчук говорит: "Леонид Данилович, нас продал Литвин. Его люди не проголосовали за изменения в Конституцию".

На что Кучма ему отвечает: "Да этого не может быть! И я сейчас поеду к Литвину, поговорю с ним, потому что он не может пережить то, что реформа провалилась!".

Верил ли Кучма в то, что он говорил? Был ли Кучма в ту минуту искренен? Но тот тон, с которым Медведчук тогда (после провала политреформы) говорил с Кучмой, он, наверное, себе больше никогда в жизни не позволял!

Так как Медведчук действительно глубоко болел за внесение изменений в Конституцию. Он понимал, что впереди (на выборах президента-2004) страшное противостояние! И все, что связано с оранжевым беспорядком, было последствием непринятия изменений в Конституцию.

Потому что, если бы в апреле 2004 года состоялась политреформа, то логика политической борьбы в Украине полностью пошла бы по другому пути, и никто бы не боролся за президентский пост так, как это произошло.

Главным игроком стал бы политикум в лице политических партий, лидеры которых пошли бы в народу агитировать за себя, и не было бы противостояния стенка на стенку. Так что именно Литвин и является причиной того горя, которое произошло в декабре 2004 года.

– Для кого-то горе, для кого-то – праздник!

– Ну, я вам скажу откровенно, сейчас горе для всех – и для оранжевых, и для бело-синих. Но если Литвин в этом интервью говорит такие слова, то он может положить на стол знак Героя Украины! Потому что условием голосования за внесение изменений в Конституцию в декабре 2004 было именно награждение его званием Героя Украины.

Я об этом знаю точно, потому что председателем комиссии по подготовке документов к награждению был Виктор Владимирович Медведчук. Литвин фактически шантажом требовал этот орден. И есть куча политиков, которые пойдут со мной в суд подтвердить эти слова.

Я просто, наверное, не вправе передать разговор Медведчука и Кучмы по поводу предоставления Литвину звания Героя Украины. Но Литвин этим интервью снял определенное табу. Не случайно в странах есть законы, где в течение 25-50 лет не объявляют определенную информацию. Сейчас Литвин открыл ящик Пандоры.

– Ну, у вас с ним были трудные отношения, еще когда вы были депутатами...

– Нет! Я бы сейчас очень хотел, чтобы эти слова прочитал Кучма. Чтобы он понял, кто был предателем. Потому что Кучма всегда говорил: "Мой Володя не мог!". Однажды, правда, что-то в Леониде Даниловиче проснулось, и он на пресс-конференции рассказал анекдот о Вольдемаре и патронах, которые он поднимал немцам. Наверное, что-то почувствовал... (Шуфрич говорит злорадно) Но потом, после очередного обеда с "любимым Володенькой", забыл об этом.

Я очень рад, что Литвин этими словами признал, что он был нашим предателем. Литвин говорит, что при принятии изменений в Конституцию были нелады с процедурой рассмотрения вопроса. Так ты же тогда проводил эту процедуру!

Значит, что наш глава Верховной Рады действовал неконституционно и всех нас завел в этот блуд? Я в это никогда не поверю! Он сейчас хочет попробовать понравиться и вашим, и нашим.

Для меня всегда было загадкой, почему Литвин обманул тогда Кучму – если обманул – провалив реформу. Ответ будет очень прост – амбиции! Он не мог подчиниться потому, что к реформе он не имел никакого отношения, что это – продукт Мороза, Симоненко и Медведчука, который поддержал Кучма.

А в декабре 2004 изменения в Конституцию были приняты благодаря Порошенко и Литвину, которые сразу хотели подпилить власть за спиной Ющенко. Они хотели принять закон 3207–1, чтобы изменения в Конституцию вступили в действие с 1 сентября 2005 года.

И тогда Порошенко, который рассчитывал стать премьер-министром, вместе с Литвином стали бы двумя полновластными хозяевами Украины. И тогда все могло бы быть по-другому. Но случилось не так, как предполагалось. Пришла Тимошенко и стала премьер-министром.

Наверное, не случайно в народе для всех этих оранжевых есть анекдот. Звонок Ющенко из приемной: "Виктор Андреевич, к вам женщина с косой". "Что, смерть?". "Если бы – Юлия Владимировна!"

Впервые за девять лет в политике Шуфрич попал в исполнительную власть

– Вы постоянно подвергаете критике других, тогда как ваша партия, СДПУ(о), переживает кризис и постепенно умирает.

– Вы поймите, активность партии зависит от того, кто при власти! Когда СДПУ(о) была в оппозиции, она была активна. Сейчас мы сочувствуем и поддерживаем Партию регионов и коалицию вместе с правительством.

Сегодня СДПУ(о) идет, если хотите, в фарватере Партии регионов. Мы отдали себя, все свои возможности, за победу Януковича.

– Как вы думаете, будет поглощение Партией регионов СДПУ(о) или нет?

– Возможны разнообразные объединительные процессы.

– Почему не состоялся съезд, который должен был принять отставку Медведчука с должности лидера СДПУ(о) еще в сентябре прошлого года?

– Не был запланирован съезд для принятия отставки Медведчука. Он подал в отставку, но политбюро партии отставку отклонило и предлагало это же сделать съезду СДПУ(о).

– Но так нельзя! Если человек не хочет работать, почему вы ее заставляете?

– Позвольте нам, объединенным социал-демократам, разобраться самым! Вы знаете, чем мы отличаемся от оранжевых? Мы сначала дискутируем в закрытом режиме, принимаем решение, и потом это решение становится предметом общей дискуссии в обществе.

У оранжевых – наоборот: сначала дискуссия в обществе, которое может быть внутри партии, в результате которой они уже самые не знают, куда им бежать. И ситуация напоминает мне тот анекдот: "Знаете, почему нельзя заниматься любовью на Красной площади? Потому что замучают советами".

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу: какая сейчас может быть активность СДПУ(о) как партии? Тем более, я хочу напомнить, что очень много наших руководителей сейчас являются или членами правительства, или на руководящих должностях.

– Да, и именно вы трудоустраиваете представителей СДПУ(о) по вертикалу министерства чрезвычайных ситуаций. Тот же экс-депутат от СДПУ(о) Владимир Заец, учитель по специальности, стал руководителем в МЧС в Киеве!

– Я хочу сказать, что Заец – это не только учитель по специальности, а государственный служащий высшего ранга! Как народный депутат двух созывов он занимался именно чернобыльскими проблемами. И, поверьте мне, опыт двух созывов достаточен, чтобы выполнять задачи, которые сейчас стоят перед Зайцем.

И я сейчас не хочу сравнивать, как адъютант Балоги, чтобы не сказать "портфеленосец", отвечал за безопасность Деснянского района города Киева, будучи рядовым милиции. Не буду вспоминать и отдельных "опытных" оранжевых министров.

– Люди, которые работали вместе с Сергеем Медведчуком в налоговой Львовской области, сейчас тоже находят себе место на руководящих посадах в МНС. Не является ли это партизацией министерства?

- То, что на должности в министерство пришло несколько полковников и генералов из налоговой службы и службы КРУ, говорит только о том, что мы хотим максимально улучшить финансовую дисциплину министерства после руководства людей, которым ближе был бизнес, чем любая государственная работа.

Я же не буду сейчас напоминать, что Балога был начальником какой-то там базы, а в свое время говорили, что он отвечает за мукачевский общак!

– На каких основаниях муж депутата Елены Бондаренко из Партии регионов возглавляет вертикаль МЧС в Донецкой области?

– Во-первых, он является депутатом областного совета, то есть знает регион. Во-вторых, он кандидат технических наук по специальности "охрана работы", которая связана с безопасностью в шахтах. То есть, он специалист именно этого направления...

– Далее – помощник Виктора Медведчука становится начальником департамента контроля и мониторинга министерства чрезвычайных ситуаций...

– Просто человек, который два с половиной года обеспечивал документооборот администрации президента, а до того около восьми лет работал в аппарате руководства Верховной Рады, еще до Медведчука – такой человек, наверное, профессионал по этому вопросу. И логично, что я пригласил одного из лучших специалистов в Украине на эту работу.

– А губернатор Закарпатья времен Кучмы Иван Ризак появится, в конце концов, в министерстве?

– Я еще раз говорю, что с Иваном Михайловичем состоялся разговор, и не только у меня – он пока воздерживается от возвращения на государственную службу. Хотя я передал ему свое желание работать вместе.

– Но то, что вы сейчас делаете – это повторение того, чем вы укоряли оранжевых – чистки, люстрация, смена людей...

- Минутку! В принципе, я имел бы полное моральное право после того, что творили оранжевые, делать все, что считаю нужным. Но я такого не делаю, чем удивляю себя самого и моих друзей...

Скажите мне, кого я уволил в МЧС? Медвидя по собственному желанию! (Анатолий Медвидь – заместитель министра времен Балоги) Я сейчас не хочу говорить, какие у нас есть подозрения относительно его деятельности, они сейчас выясняются.

Шуфрич и пожарная машина. Фото пресс-службі МЧС

Давайте сравним. Максимум три человека уволили при министре Шуфриче. При Жвании, когда он возглавил МЧС, уволили около 180 человек, при Балоге уволили около 250 человек. При этом Балога уволил всех людей Жвании, что меня очень удивило!

Но я хочу вернуться к другой страшной цифре, которую объявил в декабре 2005 года Ющенко. 18 тысяч уволенных государственных служащих! Поэтому, наверное, я имел бы определенное моральное право на какие-то резкие действия, но я понимаю, что за каждой должностью есть семья, за каждой должностью есть дети, и я себе никогда не позволю издеваться над людьми.

– А кто вам сейчас более близок – Янукович или Медведчук? К кому вы больше прислушиваетесь и на кого ориентируетесь?

– Я – член правительства и выполняю все решения премьер-министра. Кстати, я всегда выполню любые замечания и решения премьер-министра по поводу любых моих действий или даже высказываний.

– Вам вообще комфортно работать в правительстве Януковича? То, что видят журналисты – это пренебрежительное отношение премьера к команде министров…

–Я не вижу пренебрежительного отношения. А дисциплина должна быть, это обязательное условие успеха.

– Когда собиралось правительство Тимошенко, это был постоянный диалог.

– Нет, это был базар! Заседания правительства по 10-12 часов, а вам любой специалист скажет, что после четвертого часа плодотворной дискуссии уже никто ничего не воспринимает. Должна быть исполнительная дисциплина. И я могу с вами не согласиться, потому что Виктор Федорович всегда выслушивает аргументацию министра.

Самый проблемный вопрос, в котором обвиняют правительство, – тарифы, но и они начали снижаться. Я сейчас не хочу преуменьшить участие оппозиции, хотя они уменьшают тарифы в тех городах, где они получили власть.

Кстати, вопрос тарифного противостояния еще раз подчеркнул, насколько удачна система власти после внедрения политреформы! Ведь конкуренция политических сил вынуждает политиков, как власти, так и оппозиции, конкурировать друг с другом ради получения поддержки в народе.

Сейчас это касается и тарифов, хотя правительство Януковича меньше всех виновато в том, что правительство Еханурова заложило тенденцию повышения цен на газ и своими постановлениями установило повышение тарифов. Правительство Януковича вынуждено тихо все это ликвидировать и вводить в разумные рамки.

Это касается и зарплаты, когда политическая конкуренция ради поддержки в народе вынуждает, как власть, так и оппозицию, искать деньги.

Но меня сейчас уже удивляет позиция секретариата Ющенко – сначала они требовали поднятия зарплат, а когда правительство предложило поднять больше, чем предусматривал сам секретариат, сразу начались обвинения: "Откуда взялись деньги?"

То есть, и в этом вопросе, желательно было бы определиться: или вы что-то предлагаете для людей, или ради собственного пиара?

Сейчас я хочу поблагодарить конкретно Николая Яновича Азарова, Андрея Петровича Клюева, специалистов по министерству финансов за то, что они, в случае принятия изменений в бюджет от 150 до 200 гривен, поднимут зарплату контрактникам МЧС.

Правительство работает именно для людей, и поднятие социальных стандартов является главным принципом его деятельности. Теперь и политические партии, и конкретные чиновники, и общество в целом не зависят от прихотей одной человека – захочет он пойти сегодня на пасеку, повысить зарплату или заняться проблемами ВПК, а может быть, сходить в театр.

– По нашей информации, следующим этапом ваших разоблачений о работе Балоги в МЧС будет информация о том, что он предоставлял самолет министерства, чтобы родственники тогдашних членов правительства в прошлом году слетали на отдых в Ниццу.

– Сейчас этот вопрос выясняется. Он в компетенции не министра, а проверяющих: работает Контрольно-ревизионное управление, работает Генеральная прокуратура, будем ждать их заключений. Но есть информация, что самолеты МЧС действительно вылетали за границы Украины...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде