Как наказать депутата, или Бесконечная история для журналистов
Уже более месяца "Украинская правда" собирает подписи под письмом-требованием журналистов к Партии регионов. Причиной стало нападение представителя этой партии Олега Калашникова на журналистов телеканала СТБ.
Однако, несмотря на то, что под заявлением уже подписались около тысячи человек, в сложившейся ситуации пока что нет никаких продвижений.
Впрочем, уже на следующий день после инцидента, а именно 13 июля, Калашников якобы попробовал извиниться перед сотрудниками СТБ: журналистом Маргаритой Сытник и оператором Владимиром Новосадом.
А после двухчасовой встречи и извинений лидера Партии регионов Виктора Януковича перед сотрудниками СТБ руководство телеканала заявило, что считает "политический инцидент вокруг событий 12 июля возле Верховной Рады полностью исчерпанным".
Однако при этом в заявлении канала подчеркивается, что действия Калашникова должны получить правовую оценку и что интересы сотрудников "будут отстаиваться до решения этого инцидента: виновники нападения на журналистов должны быть наказаны, согласно законам Украины".
В комментарии "Украинской правде" пострадавшая журналистка Маргарита Сытник рассказала, что уже на следующий день после событий под ВР она и избитый оператор Владимир Новосад отправились в прокуратуру для написания заявлений.
Уголовное дело было возбуждено по статье 171 - о препятствовании журналистской деятельности. Сейчас оно расследуется прокуратурой и якобы находится на контроле у ГПУ – и все. Дальше тишина.
Среди требований журналистов к Партии регионов был пункт о немедленном возврате сотрудникам СТБ кассеты с отснятым материалом.
Однако, по словам Сытник, уже на 2 или 3 день после инцидента один из членов ПР в частном разговоре сообщил, что кассету не вернут – она уничтожена. Действительно, кто же отдаст такую улику в преддверии решения о том передавать дело в суд или нет?
Именно решения о суде ждет канал от прокуратуры. Согласно закону, на ведение следствия отводится около 2-3 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
В данном случае дело было возбуждено 14 июля, то есть ориентировочно в середине сентября-октября журналисты должны узнать хоть какой-то результат в истории с нападением депутата на сотрудников СМИ.
Но что же ждет Калашникова? Пока что журналисты требовали от Партии регионов исключить этого депутата из состава своей фракции.
Представители "Регионов", в частности, Анна Герман заверили, что это уже сделано. Однако в списках фракций, опубликованных на сайте Верховной Рады, Калашников до сих пор значится в депутатских рядах ПР.
И есть все основания полагать, что будет значиться там и дальше, потому что реального механизма, чтобы исключить депутата-вредителя из фракции, не существует.
Уйти он может сам, а фракция его "уйти" не может. При чем Виктор Янукович почти за неделю до "изгнания" Калашникова из рядов фракции заявил, что у партии "нет для этого полномочий".
Подобные заявления и последующие действия наводят на мысль либо об изначальном введении общественность в заблуждение, либо о всемогуществе лидера "Регионов", способного переступать закон ради справедливости, о чем никто и не подозревал.
Даже если Калашников окажется внефракционным (вдруг!), то депутатам все равно придется дать согласие на привлечение к ответсвенности коллеги-драчуна. А это крайне маловероятно.
Поскольку до сих пор круговая депутатская порука дала сбой только в случае с экс-премьер-министром Павлом Лазаренко, когда депутаты нашли в себе мужество на 226 голосов, чтобы отдать депутата соответствующим органам.
Но если все же вдруг случится чудо, и депутаты "сдадут" Калашникова суду, то, согласно закону, ему грозит либо арест до шести месяцев, либо штраф в размере до 50 необлагаемых налогом минимумов, либо ограничение свободы сроком до трех лет.
Даже учитывая такую не особо пугающую перспективу, выполнение наказания могло бы стать хорошей профилактикой для остальных "народных" избранников.
А Виктору Януковичу в любом случае стоит провести курс элементарного довоспитывания отдельных членов своей партии.
Поскольку то, что в представлении Калашникова является извинениями, вряд ли воспринимается таковыми "простыми" людьми. Не приняли его "извинения" и журналисты СТБ. По словам Маргариты Сытник, Калашников если и извинялся, то скорее перед Януковичем, а не перед журналистами.
Историю с извинениями стоит вспомнить отдельно: перед тем, как на суд журналистов вышел Калашников личной персоной, за него успели извиниться и Янукович, и Евгений Кушнарев, и вся Партия регионов.
Анна Герман, пламенно заявляла, что если ее однопартиец лично не извинится перед сотрудниками СТБ, она в этот же день сложит с себя депутатские полномочия. Уже в течение нескольких часов Калашников потрудился принести свои "извинения".
Во время летнего затишья результаты инцидента пока таковы: следствие продолжается и его ход не вызывает у телеканала претензий. Пострадавший оператор Новосад провел около двух недель в больнице, да и сейчас находится на больничном – у него сотрясение мозга, журналисты собирают подписи, выказывая поддержку коллегам…
И только Калашников ходит довольный, как ни в чем ни бывало. Сейчас он отлично отдыхает в депутатском санатории под Ялтой "Нижняя Ореанда".
По словам Маргариты Сытник, после случая под ВР она больше не встречалась с Калашниковым. Говорит, что видела "регионала" только однажды, издалека. При этом депутат не заметил ее. Был он в прекрасном расположении духа.
Журналистка говорит, что ей самой было бы интересно посмотреть на его реакцию, если бы они встретились. При этом Сытник считает, что Калашников "не осознал, да и вряд ли осознает всю значимость того, что произошло – в дальнейшем все равно будет уверен в своей правоте".
Открытое письмо-требование журналистов Украины к Партии регионов