Обыкновенный кучмизм
"Все украдено до нас"
Из к/ф "Операция "Ы"
В то время как одна половина страны радуется (правда, не очень громко) тому, что Янукович "нагнул Ющенко", а вторая разочарована "предательством идеалов Майдана", на самом деле оказывается, что никто не выиграл.
И не проиграл. Произошло то, что должно было произойти. Компромисс, который официальная пропаганда уже назвала "порозумінням і єднанням України", не является единственно правильным решением.
Компромисс удался, потому что ни Ющенко, ни Янукович НЕ УМЕЮТ принимать других решений.
И тот, и другой рождены одной системой, которую принято называть "кучмизмом".
И все, что они делают, было придумано задолго до них.
И Ющенко, и Янукович создали нечто среднее между Кабмином-2000 и Кабмином-2003 и стыдливо прикрыли свои истинные интересы Универсалом, как в свое время Кучма прятался за "концепцией национальной безопасности" и другими бессодержательными документами.
И Ющенко, и Янукович не смогли (и не смогут) поступать по-другому, потому что они действуют по схеме, которую в обоих вложил их политический отец – Леонид Кучма.
Откуда есть пошел "кучмизм"
После "оранжевой революции" Леонида Кучму принято обвинять во всех смертных грехах. В принципе ничего удивительного нет – после 1917 года еще лет 30 во всем был виноват "царский режим и помещики".
Пропагандистам тоже нужно отрабатывать свой хлеб. С их легкой руки и появился расхожий термин – "кучмизм".
Но в действительности мало кто задумывается, чем является этот пресловутый "кучмизм".
У Леонида Кучмы всегда была одна цель – власть. Его не интересовали "ни заводы, ни газеты, ни пароходы".
Кучма не был олигархом – его не интересовала собственность. Ему была чужда дешевая популярность. Кучму всегда интересовала только власть в чистом виде – он хотел быть (и был) единственным центром принятия решений.
Именно из-за жажды власти Кучма не мог терпеть конкурентов – за что, собственно, и поплатился Павел Лазаренко.
Желание власти и боязнь конкурентов заставила Леонида Кучму создать систему, в которой все участники политической и экономической жизни страны были равноприближены к президенту и в то же время находились в постоянном конфликте между собой.
Самих участников, по большому счету, было не так уж и много: парламент, Кабмин, администрация президента и несколько финансово-промышленных групп. Пожалуй, все…
Ко всему прочему, Кучма никому не доверял и не допускал монополизации ни в одной сфере – ни в политике, ни в экономике. Кучма уравновешивал всё и вся. Премьер-министр не мог контролировать Кабмин, потому что его замы представляли конкурирующие ФПГ.
На левом парламентском фланге коммунисты были уравновешены социалистами… Социалисты – прогрессивными социалистами… Рух Юрия Костенко уравновешивал Рух Геннадия Удовенко. Донецкая ФПГ Ахметова была уравновешена "Индустриальным Союзом Донбасса".
Кучма не доверял никому, и даже днепропетровскую ФПГ родного зятя уравновесил "Приватом".
Апогеем системы "сдержек и противовесов" стало "коалиционное правительство", возглавляемое Януковичем, где последний не только не контролировал половину министров, но и противостоял администрации президента во главе с Виктором Медведчуком. В центре этой системы находился верховный арбитр и властелин – Леонид Кучма.
Финалом "кучмизма" стали президентские выборы, к которым Кучма подготовил двух равноприближенных и уравновешивающих друг друга кандидатов – Ющенко и Януковича. Кучма рассчитал все верно – противостояние должно было закончиться гражданским конфликтом и чрезвычайным положением.
Единственное, на что не рассчитывал Кучма – что его начнут "прессовать" со стороны США и ЕС в пользу одного из кандидатов.
Оборотная сторона "кучмизма"
В принципе система, построенная Леонидом Кучмой, – не лучше и не хуже любой другой системы. Если бы не одно "но" – единовластие Кучмы привело к тому, что в стране не было публичной политики.
Это даже отразилось в языке – украинскую политическую элиту стали называть "политикумом" – словом производным от "политики" и "террариума".
На протяжении десяти лет все были увлечены борьбой за государственные посты, за депутатские мандаты, за объекты госсобственности и за доступ к "телу" президента.
Никто никогда не оспаривал власть Леонида Кучмы, и, соответственно, никто и никогда не обсуждал (и даже не задумывался) над тем, какую страну мы строим и зачем вообще нужна Украина. Ни о каком проекте страны не могло идти и речи.
Отсутствие проекта компенсировалось неубедительными пропагандистскими клише. Наиболее полно отсутствие понимания страны отразилось в названии книги Леонида Кучмы "Украина – не Россия".
Не занимаясь проектом страны, не отвечая на вопрос "Что такое Украина?", Леонид Кучма не мог не видеть противоречий, раздирающих страну. Но вместо того, чтобы обсуждать действительно важные проблемы, он попросту ввел табу на их обсуждение.
Статус русского и украинского языков, НАТО, межконфессиональное противостояние, двойное гражданство, признание ОУН-УПА, федерализм – все эти проблемы возникли не вчера.
Но Кучма запрещал это обсуждать. Почему он делал это? Сложно сказать… Может быть, он был напуган гражданскими конфликтами в Молдавии, Грузии, Таджикистане и других постсоветских странах.
Может быть, именно из-за боязни повторить судьбу Шеварднадзе, Леонид Кучма запрещал обсуждать что-либо, как он считал "раскалывающее" страну. А может быть, он искренне верил, что все может рассосаться…
Дети Кучмы
Именно из-за того, что противоречия были табуированы, президентские выборы 2004 года превратились в борьбу "добра со злом", то есть в борьбу одного коллективного бессознательного с другим – "Бандеровец против шахтера", "бандит против доброго семьянина", "Европа против Азии" и т.д. Когда одна часть страны не понимает, что из себя представляет другая половина, это приводит к гражданским конфликтам. Как говорил Портос: "Я дерусь, потому что я дерусь".
Президентские выборы и последующие парламентские оказались не борьбой "за", а борьбой "против". Ни Ющенко, ни Янукович не были носителями проекта страны. Ющенко и Янукович стали символами, фетишами – ни у того, ни у другого не было даже политической программы. Но по-другому и не могло быть.
И тот, и другой были всего лишь продуктами системы Кучмы. Но в отличие от самого Леонида Даниловича они не управляли системой – они всего лишь химеры кучмизма.
То, что произошло сейчас – всего лишь возвращение системы Кучмы в равновесие. Ющенко и Янукович вернулись в состояние лета 2004 года. Они заняли ту позицию, в которую их поставил Леонид Кучма.
Итак, что же произошло по факту? Проведя полтора года без Кучмы, Янукович и Ющенко осознали, что не понимают, что делать дальше. Все что им удалось: это освоить новую риторику. Януковичу – квазиоппозиционную. Ющенко – квазипрезидентскую. Но, как известно, риторика – это "не мешки ворочать".
Ни Ющенко, ни Янукович не сделали выводов ни из президентской кампании, ни из парламентской. Они не поняли, что действительно имеет значение для страны. Они так и не поняли, "что такое Украина".
Они не собираются обсуждать проект страны – потому что неспособны на это. Они, как и их учитель Леонид Кучма, собираются ввести запрет на публичную политику. Сделано это будет, конечно же, во имя "единения и будущего Украины".
Универсал, предложенный Ющенко и с радостью поддержанный Януковичем – первый шаг к провозглашению нового табу. Вместо обсуждения того, что действительно имеет значение для страны, Ющенко и Янукович занялись филологическими изысками и поисками мягких формулировок.
Совсем скоро универсал – этот бессмысленный документ –будет провозглашен священной скрижалью "порозуміння і примірення", а все, кто захочет продолжать обсуждать статус языков, федерализм, ОУН-УПА и т.д., будут названы вероотступниками, нарушившими табу.
Их подвергнут обструкции и объявят изгоями. Хотя ни Ющенко, ни Янукович опять-таки не виноваты: они не могли сделать по-другому. Не стреляйте в пианиста…
Ни того, ни другого не интересует обсуждение проекта Украины. У каждого из них есть другие цели.
Януковичу нужно лишь управление экономикой страны. Для Януковича "национальные интересы = интересы промышленности = интересы ФПГ". И он не виноват в том, что у него, так устроена голова. Его таким создал Кучма. Русский язык и федерализм интересовали его, как средства победы на выборах и как аргументы при торгах за руководящий пост.
Ющенко, в свою очередь, убежден, что "национальные интересы Украины = вступление в НАТО + слепое калькирование внутренней и внешней политики Латвии и Польши".
В общем, все счастливы. Создав видимость легитимности (официальная пропаганда назовет это "компромиссом во имя объединения Украины") Янукович вместе с Азаровым и Клюевым займутся управлением промышленностью, финансами и энергетикой, а Ющенко с Тарасюком и Гриценко сосредоточатся на внешней политике и НАТО.
Все вернется
Как это бывает в большинстве случаев, правы оказались скептики из обоих лагерей. И те, кто агитировал против Партии регионов, говоря, что "донецких" кроме сверхприбыли и собственности ничего не интересует, и те, кто обвинял Ющенко в том, что форсированное вступления в НАТО – его единственная цель.
Но об этом постараются поскорее забыть, снова запретив публичную политику. Сделают это во имя пресловутого "порозуміння і примірення".
Но запрет публичной политики – всего лишь иллюзия спокойствия. Всего лишь отсрочка конфликта. Рано или поздно все опять вылезет. Потому что само по себе ничего не рассасывается.
Но если этого не понял учитель, то ученикам это тоже не под силу.
P.S. Этот текст не следует рассматривать антирекламой в пользу Юлии Тимошенко. На самом деле – она также продукт "кучмизма", просто в данном случае она оказалась за пределами анализа.