Інститут Префектів - або Конституція по-французьки

П'ятниця, 24 липня 2015, 13:45

Институт префектов – интересное нововведение, вдохновленное, очевидно, французской "наполеоновской" системой местного самоуправления.

Интересно, что во Франции система местного управления строилась в обратном порядке: вначале в 1800 году Наполеон ввел префектов с максимальными полномочиями, а потом в течение приблизительно 180 лет их власть постепенно ограничивали, пока основные полномочия в 1982 году фактически не были переданы местным советам.

Во Франции префект является государственным служащим высокого ранга, который назначается по профессиональным (и аппаратным), а не политическим мотивам.

Основная функция префекта – представительство и защита интересов центрального правительства в регионе, поэтому префекты не привязаны к конкретной территории и их раз в несколько лет перемещают между департаментами.

Формально префекты входят в структуру Министерства внутренних дел и выполняют целый ряд достаточно прозаических функций, таких как выдача водительских удостоверений и учет мигрантов.

Однако, наряду с этим, префекты имеют право обжаловать решения местных органов самоуправления на предмет их законности и могут в критической ситуации даже приостановить заседания местного совета на срок до месяца.

Очень важной функцией префекта является также координация полиции и жандармерии – по сути, всех вопросов безопасности, в соответствующем регионе. Наконец, префект, являющийся в регионе почти всегда "человеком со стороны", хорошо приспособлен для роли арбитра в спорах между разнообразными местными органами и интересами.

Как получится с префектами в Украине, пока непонятно. На практике, к сожалению, украинская Конституция редко выполняет свою функцию "нормы прямого действия", и многое зависит от соответствующих законов и реальной практики их применения.

Идея изменений, очевидно, состоит в том, чтобы передать реальную власть на местах местным советам и избираемым ими исполнительным органам, а префектов оставить как некий контрольно-надзорный орган, по отдаленной аналогии с прокуратурой до последней реформы.

В таком случае действительно, префектура не потребует большого количества чиновников, а основные нити управления будут находиться в руках местных советов.

Сама по себе эта идея неплохо отражает концепцию децентрализации, как в отношении полномочий местных органов, так и в таком важном вопросе, как управление финансовыми потоками.

К сожалению, для того, чтобы все это стало реальностью, необходимо решить целый ряд непростых проблем.

Во-первых, местное самоуправление должно быть способно обеспечить эффективное, в рамках закона, принятие решений по своей компетенции, то есть, фактически, необходимо чтобы местный совет или его исполнительный орган могли принимать профессиональные решения на уровне не ниже самого префекта.

В то время как в больших городах это не должно быть проблемой, в регионах сформировать местное правительство из профессионалов достаточно высокого уровня может быть проблематично.

Соответственно, и префект получит здесь больше пространства для маневра и реального управления.

Во-вторых, необходимо четко определить процедуру контроля префекта над решениями местного самоуправления, то есть возможность либо их прямой отмены (вето), либо отмены через административный суд.

Во Франции эта проблема постепенно решалась очень долгое время, сегодня префекты не могут напрямую отменять решения местных органов, но должны обращаться в суд в течение фиксированного срока.

Стоит обсудить, насколько такая длительная процедура может быть актуальна в воюющей стране и не стоит ли украинским префектам дать более оперативные полномочия.

В-третьих, сама позиция префекта при таких ограниченных полномочиях требует очень высокого профессионализма в науке управления.

Во Франции большинство префектов проходят соответствующее обучение в Ecole Nationale d'Adiministration – высшей школе управления и являются авторитетами высочайшего ранга.

К примеру, префектом был барон Осман, создатель современной планировки центра Парижа и знаменитой сети бульваров.

Префектом был и Луи Лепен, создатель современной французской полиции.

Насколько наши префекты смогут соответствовать этому уровню, покажет время.

Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування