Євроінтеграція на тлі кризи

Вівторок, 13 грудня 2011, 16:18

8 декабря в Киевском СИЗО, известном в народе как "санаторий у деда Лукьяна", началось выездное заседание Шевченковского райсуда по избранию меры пресечения для Юлии Тимошенко. К вечеру того же дня судья Трубников определил такую меру – арест.

По отзывам юристов – явление крайне редкое, пожалуй, даже беспрецедентное. Но законом, тем не менее, не запрещенное.

Тарас Черновол сразу же заявил, что судом власть пытается сорвать парафирование соглашения об ассоциации с ЕС, в чем, якобы, заинтересована группа Фирташа. По мнению же Сергея Власенко, "Янукович делает все, для того, чтобы Украина не имела возможности подписать соглашение по евроинтеграции": "надо сделать откровенный, извините, плевок в лицо Европе, для того чтобы европейцы сказали: мы с дикарями не можем быть в одном сообществе".

Не знаю, в чем интерес Черновола – пожалуй, в привлечении внимания к своей особе. А с Власенко все понятно – он, вместе с хором представителей ЕНП, исполняет торжественную песнь "Вона – це євроінтеграція". Уже поэтому можно усомниться в том, действительно ли адекватно воспринимают намерения Януковича...

Интерес ЕС

Прежде чем анализировать эти намерения, необходимо понять, в чем секрет феноменальных успехов украинских переговорщиков, которые "вдруг" достигли существенных успехов на переговорах с ЕС. Причем Евросоюз, судя по всему, пошел на существенные уступки по целому ряду позиций.

Бросим самый общий взгляд на развитие экономического кризиса в Европе. На первом этапе там имел место финансовый кризис, борьбу с которым осуществляли чисто монетарными методами, под излюбленным лозунгом МВФ "жить надо по средствам".

Фактически это выражалось в сокращении бюджетных расходов, капитальных инвестиций, сворачивании социальных расходов, сокращении рабочих мест и заработных плат.

В наибольшей степени пострадал от всего этого малый и средний бизнес – ничего, в общем-то, не производящий, а представляющий собой сферу услуг. Греция ведь недаром "рванула" первой. Дело не в том, что там самое неправдивое правительство: венгерский премьер, к примеру, признался в систематической лжи ЕС еще в 2006 году. И возможно даже не в том, что там самые боевые коммунисты, хотя этот фактор был важным.

Дело в том, что Еврокомиссия в свое время "порекомендовала" грекам решительно избавиться от промышленности и сельского хозяйства – и развивать, в первую очередь, курортно-туристическую сферу. Когда же поток туристов ослабел, греческая экономика немедленно "загнулась".

В результате снижения покупательной способности среднего класса, в Европе возник уже классический кризис перепроизводства. Совсем в духе 1930-х годов, когда произведенную продукцию приходилось уничтожать, чтобы сохранить на стабильном уровне цены на нее.

В этих условиях интерес ЕС заключается в том, чтобы получить новые рынки для своих товаров. Таким образом, избыток продукции можно будет направить на него, а не заниматься примитивным его уничтожением.

Интерес Януковича

Для Украины в целом создание ЗСТ с ЕС крайне невыгодно.

"Сброс" на украинский рынок избытка европейской продукции приведет к сокращению, а в ряде случаев – уничтожению отраслей, работающих на удовлетворение спроса внутри страны. Программа импорто-замещения, о которой говорит правительство, естественным образом накрывается медным тазом.

Результатом будет резкий перекос баланса внешней торговли, и без того перекошенного – страна больше покупает, чем продает – и обесценивание гривны. А в перспективе, скорее всего, дефолт.

Косвенно это подтверждается тем, что условия вхождения в ЗСТ не разглашаются, информация о ходе переговоров крайне скудна. Информации о ходе переговоров с "авторитарными" режимами, входящими в ТС, не в пример больше, чем о переговорах с европейскими демократиями.

Причина, скорее всего, именно в том, что хвастаться нечем.

Это в случае вхождения в ТС нас ожидает экономический рост. В случае же вхождения в ЗСТ с ЕС, только от сокращения экспорта в Россию, согласно результатам совместного исследования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Института экономики и прогнозирования НАНУ, Украина потеряет 1,4-1,9 миллиарда долларов, по минимальным оценкам. По прогнозу замминистра экономики Валерия Мунтияна, в результате вхождения в ЗСТ объем ВВП Украины сократиться на 0,42%, общий объем выпуска продукции – на 1,13%, негативного сальдо внешней торговли увеличится на 2,9 миллиарда долларов, число безработных вырастет на 32,4 тысячи человек.

И, тем не менее, страна продолжает декларировать стремление в ЕС. Почему?

Интерес Януковича состоит в том, чтобы обеспечить интересы крупного украинского капитала на европейском рынке. И, в общем-то, ему это удается.

Украинские металлурги, например, помимо снижения, если не ликвидации, квот, получают экспортные ставки, на 5% меньшие, чем предусмотрены правилами ВТО. Судя по оживлению среди Бориса Колесникова и Петра Порошенко, неплохих результатов удалось добиться в лоббировании кондитерской продукции. Вполне вероятно, что нечто интересное получат и другие отрасли, близкие к пресловутой президентской "семье". Плюс – улучшение торговой конъюнктуры за счет снижения курса гривны.

В общем, происходит обмен интересов "страны вообще" – на интересы нескольких финансово-промышленных групп, в полном соответствии с классической формулой "что хорошо для "Дженерал моторс", то хорошо для Америки".

Отмечу, что, по большому счету, формула совершенно правильная – те же металлурги обеспечивают основной приток валюты в страну. Однако она, все же, предполагает два важных момента: "дженерал моторсов" должно быть много и в разных отраслях; "америка" должна иметь желание и возможности защищать интересы этих самых "моторсов".

Смысл противоречий

Несмотря на очевидную заинтересованность обоих сторон в создании ЗСТ, переговоры, тем не менее, тормозятся. Опять же – с обеих сторон.

Поводом для торможения с украинской стороны является непредоставление европерспективы, поводом торможения со стороны ЕС – репрессии против оппозиции.

Непредоставление европерспективы не только наносит удар по политическому имиджу "команды профессионалов", хотя это не так существенно на фоне негативной реакции общественности на проводимые реформы. Прежде всего, оно демонстрирует нежелание ЕС признавать украинскую власть и украинский бизнес – равноправными партнерами.

Отметим, что восточноевропейские страны с самого начала не имели никаких претензий на равноправие. Крупного национального капитала у них не было, политики вполне удовлетворены возможностью карьерного роста в Брюсселе. Некоторым исключением является только Польша, которая периодически пытается играть на противоречиях ЕС и США.

На этом фоне претензии Януковича, безотносительно к бэкграунду украинской власти и бизнеса, выглядят для европейцев несколько странно.

Кроме того, у ЕС нет никакого интереса действительно открывать для украинских товаров свой рынок. В Европе сейчас закрываются заводы и производящие и потребляющие металл – зачем им металл из Украины?

Напомню, что пока в правительстве фантазируют о кооперации украинских кораблестроителей с польскими, в Польше эта отрасль уже практически ликвидирована: по требованию Еврокомиссии закрыты Гдыньская и Щецинская верфи, а легендарная Гданьская, на которой зародилась "Солидарность", находится в процессе "реструктуризации". Риторическим является и вопрос, зачем "Аэробусу" нужен конкурент в лице "Антонова": аналог Ан-70, А-400М, только этим летом – с опозданием на 4 года! – представили публике.

Подписать соглашение с выгодными для украинской стороны условиями можно. Но вот выполнять его вовсе не обязательно. Способов может быть сколько угодно.

Например, в украинской кукурузе обнаруживали уже диоксин – та же самая лаборатория, что нашла его в крови Ющенко. Потом это не подтвердилось, но часть рынка европейцы отвоевали. Что мешает найти диоксин в "рошеновских" конфетах?

Для реализации такой схемы необходимо, чтобы украинская власть не могла – или не хотела – отстаивать интересы своего бизнеса в Европе.

Вот тут- то и всплывает "дело Тимошенко".

Если заставить Тимошенко выпустить, то Янукович будет сломлен морально, а главное – сам же признает, не на уровне домыслов, а практически официально, что это он ее туда посадил, он оказывал влияние на судебную власть и тому подобное. В общем, никакой он не европейский политик, имеющий право представлять страну и отстаивать ее интересы, а просто мелкий диктатор, к тому же – несостоятельный.

А там станет актуальной и замена его на саму Тимошенко – обязанную Европе и не любящую олигархов. Я, правда, не уверен, что это означает нежелание Тимошенко защищать интересы этих самых олигархов, но этот вопрос сейчас уж точно неактуален.

Понятно, что при таких условиях Янукович должен добиваться подписания соглашения при официальном признании со стороны ЕС суверенитета украинской власти, что включает и фиксирование европерспективы, и признание решений украинских судов.

Если ЕС суверенитет признавать откажется, то и смысла в соглашении нет...

P.S. Небезынтересно обратить внимание и на то, что "белая революция" в России началась сразу после того, как Россия достигла существенных уступок на переговорах по ВТО. Грузия, имевшая все основания блокировать вступление РФ в эту организацию, достаточно легко и быстро договорилась, а Украина и вовсе требований не выдвигала.

Не иначе – после намеков со стороны Вашингтона и Брюсселя, которым позарез нужен российский рынок...

P.P.S. Меня спросят, а где же европейские ценности? С ценностями все в порядке. "Идейной борьбе за денежные знаки" они не мешают.

Когда Европе надо, она охотно сотрудничает с "дикарями" и даже приводит их к власти. Что мы и видим на примере нарождающихся мусульманских диктатур в Северной Африке.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування