Тарас Шевченко як піар-менеджер Віктора Януковича

Середа, 22 вересня 2010, 14:12

То, насколько часто Виктор Янукович сегодня использует имя Тараса Шевченко, наталкивает на две мысли: либо президент действительно уверовал в национального гения и пророка, либо же здесь кроется некий глубинный подтекст, замешанный на PR-технологиях.

Как говорил другой классик - Лесь Подервьянский - "із двох тверджень ми схиляємося до другого".

Итак, Виктор Янукович сегодня постоянно акцентирует внимание на памяти Тараса Шевченко. В мае сего года он говорил о необходимости в кратчайшие сроки закончить реконструкцию музея поэта в Каневе и сам лично пообещал курировать ход строительных работ.

24 августа президент торжественно открыл музейный комплекс - пускай его и критиковали специалисты, но музей выглядит добротно, современно и по-европейски.

Спустя несколько дней на заседании Общественного гуманитарного совета президент не только потребовал от вице-премьера Бориса Колесникова сооружения в Каневе вертолётной площадки, но и пообещал проводить заседания Совета исключительно в непосредственной близости от могилы Шевченко.

Очевидцы утверждают, что во время своего выступления на заседании Гуманитарного совета Виктор Фёдорович пустился в сентиментальные воспоминания о том, как он в детстве на пароходе "с колёсами" приплыл в Канев и возле могилы "великого Кобзаря" почувствовал себя украинцем.

Для многих присутствующих это стало настоящим откровением - они увидели другого Януковича. Более того, вспомнили о Ющенко...

Янукович потребовал, чтобы Канев стал местом всенародного паломничества и предложил организовать экскурсии в Канев для иностранцев, создав там соответствующую инфраструктуру.

Наконец - открытие памятника Шевченко в Буче и организация там же Совета Регионов с обязательным приездом в городок рядом с Киевом всех губернаторов, министров и прочих должностных лиц.

Как тут не вспомнить апокрифические слова Виктора Ющенко, передаваемые из уст в уста в 2006-2007 годах: из Януковича можно сделать украинца, а из Юли - никогда?

Неужели Виктор Андреевич добился своего?

Потому и заявления отдельных российских политиков и политологов, называющих Януковича "латентным националистом", не далеки от истины.

Увы, Тарас Григорьевич не бывал на Донбассе. Да и вряд ли Виктор Федорович зачитывался произведениями Великого Кобзаря в молодые годы. Скорее всего, творчество Шевченко лишь вскользь прошлось по пубертатному периоду в жизни нынешнего президента.

Правда, если не вспомнить, что 11-летний Витя не мог не быть участником различных школьных конкурсов, смотров самодеятельности и так далее, посвящённых 100-летию со дня смерти Шевченко, пышно отмечаемого по инициативе Хрущёва в 1961 году.

Но!

В 2014 году будет отмечаться очередная круглая дата - 200-летие со дня рождения поэта. И этот юбилей совпадёт с фактическим стартом новой избирательной кампании - до выборов президента Украины останется ровно год.

Помните, как в 1999 году кампания "Пушкин - наше всё" переросла в "Путин - наше всё"? Мёртвым гениям не впервой приводить к власти политиков.

Таким образом, уже сегодня можно говорить о том, что Тарас Шевченко станет одним из основных элементов избирательной кампании Януковича в 2015 году - наряду с Евро-2012, Налоговым кодексом, реформами (Янукович 3 июня очень ловко попытался присвоить себе авторские права на реформы, ранее предложенные Сергеем Тигипко) и Олимпийскими играми в Буковеле.

Таким образом, Янукович гарантировано может получить голоса не только восточных украинцев, но и даже западных, а особенно жителей Центра Украины.

В отличие от Степана Бандеры или Сергеева-Артёма, Тарас Шевченко - персонаж не отталкивающий, а объединяющий. За последние два века вокруг Шевченко сформировался устойчивый положительный миф, с которым были вынуждены считаться все режимы и который не смогли поколебать громкие развенчания псевдоисториков и падких на славу публицистов.

Ни Мыкола Хвылевой, ни Олесь Бузина не смогли свергнуть Шевченко с постамента. Именно поэтому ставка на Шевченко как "пиар-менеджера" проекта под условным названием "Год Кобзаря - десятилетка Януковича" может иметь положительное воздействие на умы граждан.

Второй аспект: Шевченко - олицетворение Центральной Украины. Не Востока, не Запада, а именно Центра. И это переносит политическую активность в новую плоскость - объединительную, централизаторскую, без географических дисбалансов.

Третий аспект. Шевченко - это символ модернизации, символ трансформации категории "село" в категорию "город". Бывший крепостной, ставший модным салонным художником в столице Российской Империи.

Поэт с несчастной судьбой, незаслуженно пострадавший от необдуманных действий монарха. Душа общества, балагур и весельчак, влиявший на умы интеллигенции. Знаковая фигура поколения, задававшего тон в период между Польским восстанием и отменой крепостного права.

Как бы мы ни относились к Януковичу, 24 августа он дал блестящую оценку Шевченко - возможно, самую лучшую из тех, которые давали другие президенты за время независимости Украины.

Четвёртый аспект. Шевченко не вызывает нездоровую реакцию в России. Плюс это - наиболее тиражированный деятель украинской истории: памятники Шевченко сооружены не только в Украине, но и в ряде стран мира, в том числе, в России. Шевченко - это визитная карточка нашей страны.

Я не знаю, кто подсказал Виктору Януковичу идею с использованием Тараса Шевченко в качестве главного козыря в построении идеологической линии, но ход выбран безошибочно и по всем правилам политпиара.

Главное теперь - не переборщить. Виктор Ющенко тоже затрагивал святую для украинцев тему - Голодомор, но делал это настолько навязчиво и откровенно топорно, что вызвал лишь раздражение.

Владимир Путин настолько часто вспоминал Пушкина, что Пушкин девальвировался, десакрализировался.

У Януковича будет шанс стать президентом в 2015 году. Только не девальвируется ли попутно Шевченко?

Елена Дьяченко, аналитико-консалтинговое бюро "Партия власти", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва  

Фатальна безсилість

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів