Час будувати капіталізм!

Вівторок, 10 серпня 2010, 13:22

В то время как СБУ отважно защищает жизнь самого президента от коварных блоггеров, "блоггер от власти" Михаил Бродский на страницах своего дневника ведёт не менее отчаянную борьбу с частными предпринимателями.

Глава Госкомпредпринимательства агитирует за новый налоговый кодекс, которым, в числе прочего, заметно сужаются возможности использования "схемы единого налога". Всех несогласных Бродский называет уклонистами, не желающими строить светлое украинское будущее.

Между тем нежелание принимать участие в государственном строительстве "по-Бродскому" вполне объяснимо.

В настоящее время в Украине сформировался класс людей, имеющих доходы значительно выше среднего уровня. В их числе и мои коллеги-программисты. Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев эти доходы не являются заработной платой в классическом понимании. И "схема единого налога" является, пожалуй, самой популярной формой оптимизации.

Сама схема появилась ещё во времена Кучмы и задумывалась как некая форма компромисса между зарождающимся средним классом и агонизирующим постсоветским государственным механизмом, не способным предложить услуги, соответствующие по объёму и качеству потенциальному налоговому бремени. Тогда никто не собирался приступать к глубинным реформам, через которые прошли все успешные восточноевропейские страны. Поэтому выбор стоял так: или маленькие налоги, или тень.

К настоящему моменту понятия "наличные доллары" и "счета на Кипре" почти стали эпизодами из истории девяностых. И у чиновников кабинета Азарова возникла иллюзия, что выбор стоит совсем иначе: маленькие налоги или большие налоги.

При этом качество государства с того времени нисколечко не изменилось. Разве что в худшую сторону.

Рассмотрим пример трудовых отношений вымышленной компании ООО "Матрац" со своим таким же вымышленным сотрудником Михаилом Денди. Вероятно, мои расчёты будут не абсолютно точными, так как регулирующие законы и подзаконные акты постоянно меняются. Но общая картина от этого не изменится.

Допустим, Михаил получил от компании "Матрац" предложение о работе с зарплатой 10 000 гривен в месяц. При этом речь, как это принято в Украине, идёт о той сумме, которую он получит "на руки". В то же время "Матрац" всех своих сотрудников оформляет как частных предпринимателей.

Поэтому Михаил обойдётся компании в 10300 гривен, из которых:

- 10 000 гривен - зарплата;

- 200 гривен - единый налог;

- 100 гривен - фиксированный взнос в ПФ.

Теперь власть настойчиво требует оформить Михаила по трудовому договору. Устроит ли это компанию "Матрац"? Да никаких проблем! Но есть один нюанс... Сразу вспоминается один жутко пошлый, но крайне уместный анекдот "про нюанс". Компании необходимо сохранить неизменной сумму расходов на сотрудника, которая, как уже сказано выше, составляет 10 300 гривен.

Можно долго рассуждать о том, что "Матрацу" нужно пересмотреть расходы в сторону повышения. Но реальная жизнь выглядит совсем иначе, и у бизнеса зачастую просто нет денег на такие прекрасные социальные инициативы.

Давайте посчитаем, что получит Михаил на руки, став легально оформленным наёмным работником. Начнём с отчислений с фонда оплаты труда. Для расчёта начисляемой зарплаты при брутто расходах в размере 10 300 гривен решим уравнение x + 33.2% * x + 1.4% * x + 1.6% * x = 10 300 гривен, где:

- 33.2% - отчисления с фонда оплаты труда в ПФ;

- 1.4% - отчисления с фотнда оплаты труда в фонд соцстраха;

- 1.6% - отчисления с фотнда оплаты труда на случай безработицы.

Таким образом, на долю Михаила остаётся 7 562 гривны 41 копейка из 10 300 гривен затрат предприятия. Но это ещё не всё. Теперь отчисления с зарплаты:

- 151 гривны 25 копеек (2%) - в ПФ;

- 75 гривен 62 копейки (1%) - соцстрах;

- 45 гривен 37 копеек (0,6%) - страхование на случай безработицы;

- 1 134 гривны 36 копеек (15%) - налог с дохода частных лиц.

Остаётся 6 155 гривен 81 копейка. Проще говоря, предполагаемый доход падает почти на 40%! И если с подоходным налогом можно и нужно смириться - все мы так или иначе пользуемся государственной инфраструктурой, каким бы убогим не было её качество, - то огромные отчисления в пенсионный фонд вызывают недоумение.

Тут важно отметить, что именно перманентный дефицит бюджета ПФ является основной причиной бурной активности нашего жадного до денег правительства. Социал-популистский характер любой украинской власти приводит к тому, что перемены в этой области откладываются в долгий ящик.

Давайте будем предельно откровенными. Именно на пенсионерах в значительной мере лежит ответственность за нынешнее состояние экономики страны. Это они десятилетиями поддерживали коммунистический режим, строили неконкурентные предприятия, а затем всеми силами противились капитализму.

Пришло время расплаты.

Есть и другое, более важное обстоятельство. Это коррупционная природа самой пенсионной системы. Для хорошо зарабатывающих молодых людей нет никакой мотивации принимать участие в государственном пенсионном страховании с его непрозрачным алгоритмом оценки частного вклада при начислении пенсии.

Недавно я встречался с представителем датского частного пенсионного фонда, и он очень удивился, узнав, что в Украине при солидарной системе одни люди получают 100 евро в месяц (и даже меньше), а другие - 1000 евро в месяц (и даже больше).

Теперь о том, как устроено налогообложение в Дании. Эту страну отнюдь нельзя назвать "налоговым оазисом". В информационном буклете SKAT, так называется местная фискальная служба, прямо говорится:

"Налоговое бремя в Дании одно из самых высоких в мире, так как в Дании очень большой общественный сектор. Общественный сектор ответственен за многие услуги, которые в других странах оплачиваются людьми самостоятельно или недоступны вообще. Датское общество дорогостоящее в обслуживании и нуждается в значительных налоговых фондах".

Но так ли высоки датские налоги на фоне украинских?

Рассмотрим на примере вымышленной компании Madras A/S со своим таким же вымышленным сотрудником Mikael Dandy.

Допустим, Mikael получил от компании Madras A/S предложение о работе с зарплатой 25 000 крон в месяц. В западном мире несколько иная традиция, поэтому речь, конечно, идёт о сумме "грязными".

Что же получит Mikael "на руки"?

Начнём с того, что в Дании, как, наверное, и во всех развитых странах, не существует такого явления из эпохи рабовладельческих отношений, как "отчисления с фонда заработной платы". Иными словами, если Madras A/S и Mikael договорились про 25000 крон - это и есть та сумма, в которую обойдётся компании новый сотрудник.

Сам Mikael заплатит:

- 90 крон - ATP-BIDRAG, минимальные отчисления в государственный ПФ. Хотите больше? Пожалуйста! Государственный ПФ и частные пенсионные фонды к вашим услугам. К слову, тот самый представитель частного пенсионного фонда рассчитал для меня взносы на уровне 12% при современном прогнозе продолжительности жизни 85 лет, выходе на пенсию в 65 и уровне пенсии, эквивалентной уровню зарплаты.

Оставшиеся 24 910 крон используются как база для расчёта отчислений AM-BIDRAG - аналог наших фондов социального страхования и безработицы:

- 1 992 крон 80 эре (8%) - AM-BIDRAG.

Из оставшихся 2 2917 крон 20 эре для определения базы расчёта подоходного налога вычитается 4568 крон как налогонеоблагаемый минимум - получается 18 349 крон 20 эре.

- 6 605 крон 71 эре (36%) - A-SKAT.

К оставшимся 11743 кронам 49 эре прибавляем тот самый налогонеоблагаемый минимум и получаем 16 311 крон 49 копеек.

Таким образом, в Украине из средств, аккумулированных для оплаты труда одного сотрудника, самому сотруднику доходит 59.7%, а в Дании - 65,2%. И это только цифры, кроме которых есть колоссальная разница в уровне коррупции - Дания стабильно занимает первые места в рейтинге Transparency International - и качестве государственных услуг.

Есть ли выход? Выход есть всегда! И тут не нужно изобретать велосипед. Нет "уникальной нации", нет "уникального пути". Рецепт успешной посткоммунистической трансформации один - либеральные рыночные реформы:

1. Пенсионная система. Несправедливость нынешней системы настолько очевидна, что исправить её можно только самыми радикальными мерами. А именно - резким сокращением расходов. Разница между минимальной и максимальной пенсией не должна составлять более чем 100%. Если самый бедный пенсионер получает 709 гривен, самому богатому полагается 1418 гривен. В остальном нынешние пенсионеры пусть рассчитывают на своих молодых родственников, а будущие - создают накопления.

2. Декларативные социальные обязательства. Государство должно немедленно отказаться от всех непомерных социальных обязательств, как то бесплатная раздача земли и недвижимости. Такое не делается даже в самых богатых странах, а для бедных это тем более непозволительная роскошь.

3. Льготы и перекрёстное субсидирование. С ними всё просто: все льготы нужно немедленно отменить. Каждый должен платить рыночную цену за общественный транспорт и услуги ЖКХ. Нет денег - ходите пешком, экономьте тепло. Способы есть. Но хватит лазить по чужим карманам.

20 лет - слишком много для кувыркания в болоте. Пора строить капитализм!

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування