Чи є майбутнє у Мінських угод
Наступление боевиков и российских войск на Донбассе, обстрелы в Донецке, Мариуполе и Волновахе, публичный отказ боевиков соблюдать условия Минских соглашений снова сделали актуальным вопрос о необходимости действенного, работающего плана по прекращению насилия в регионе.
Стране удалось выстоять 11 месяцев, развязанной Россией "гибридной войны".
Но для того, чтобы победить в ней, Украине с помощью союзников необходимо добиться не "гибридного" мира и такой же победы, а настоящего.
Иначе, как справедливо отмечает директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин, "Мы всегда будем иметь дело с самовосстанавливающей гидрой, которая появляется на месте уже якобы побежденного противника".
Чтобы заполучить победу, Украине необходимо ответить на весь комплекс вызовов, который несет в себе "гибридная война". Кроме ответа на ее военную составляющую, где по сравнению с ситуацией 11-месячной давности достигнут очень большой прогресс, нужно выиграть у Москвы на фронте дипломатическом.
В реализации практического механизма прекращения боевых действий на Донбассе.
Для этого необходимо, во-первых, комплексно проанализировать все сильные и слабые стороны Минских договоренностей.
Во-вторых, определить, почему они не были выполнены.
В-третьих, разработать на основе Минских договоренностей четкую и детальную схему выполнения всеми сторонами мирных соглашений.
Минск как каркас
В Минских соглашениях зафиксированы все основные шаги, которые в случае их обеспечения, способны принести мир Донбассу и вернуть эти территории Украине. И велосипед тут изобретать не нужно. Именно поэтому, ни о каком пересмотре Минских договоренностей речи быть не может.
Сегодня главный вопрос в том, как именно заставить стороны конфликта, в первую очередь, россиян и боевиков из "ДНР" и "ЛНР", выполнять эти шаги.
Один из основных недостатков этих соглашений – отсутствие конкретных шагов для достижения деэскалации.
Из 12 пунктов Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы и 9 пунктов минского Меморандума только один пункт – №4 Меморандума – содержит обозначение конкретных деталей.
В нем речь идет об отводе тяжелого вооружения в зависимости от калибра и типа оружия.
При этом ни в этом пункте Меморандума, ни в других положениях документов не указаны ответственные за выполнение планируемых мер и не прописаны механизмы контроля за достижением договоренностей.
Переиграть Путина
С учетом изначального настроя России на длительную дестабилизацию ситуации на Донбассе, неуспех Минских соглашений был заложен еще на этапе принятия этих документов.
В Минске Москве удалось, во-первых, своими дополнениями и "инициативами Путина" размыть, а местами и нивелировать комплексное видение достижения мира на Донбассе, содержавшееся в изначальном "Мирном плане Порошенко".
А во-вторых, уготовить Минскому меморандуму судьбу Будапештского. На выходе получилась лишь общую декларацию, за нарушение которой конкретного виновника определить и наказать нельзя.
И вот уже пятый месяц после подписания мирных соглашений, на Донбассе продолжается война, ответственность за которую стороны исправно возлагают друг на друга.
Параллельно и Украина, и мир призывают вернуться к соблюдению Минских соглашений, которые на практике в полном объеме не соблюдались и ранее.
Поэтому недавнее громко прозвучавшее заявление боевиков о выходе из этих соглашений, лишь зафиксировало де-факто существующую с сентября ситуацию.
Нужно "перезагрузить" Минские договоренности. Необходимость такого шага просчитывалась экспертами более трех месяцев назад, еще в ноябре прошлого года.
После массовой гибели мирных людей в Мариуполе, разработка детального пошагового плана деэскалации ситуации на Донбассе – приоритет №1.
И нужно сделать все для того, чтобы в новом дипломатическом раунде России не удалось снова отделаться формальным документом с общими призывами.
Поэтому в новом варианте мирного договора должны быть "железобетонно" зафиксированы:
- сроки предпринимаемых действий;
- пошаговый алгоритм их реализации;
- ответственные за выполнение данных шагов;
- прописан механизм введения серьезных санкций против нарушителя.
Задача – максимально закрыть для российской стороны возможность двоякой интерпретации шагов по мирному урегулированию, уклонения от их выполнения.
К этой практике Москва успешно прибегает на всем протяжении украинского кризиса. Она старается сохранить максимально возможную "мутную воду" в украинском вопросе. И, надо признать, периодически получает солидные "уловы".
Для решения этой задачи Украине и ее западным союзникам нужно добиться повышения политического веса мирных соглашений. Задача будет решена только в том случае, если под мирными соглашениями будет стоять подпись самого Путина.
В этом случае можно будет говорить о конкретной ответственности России и лично Путина за соблюдение пунктов мирного плана и новых санкциях в случае нарушения договоренностей.
Добиться этого можно, усадив хозяина Кремля за стол переговоров с партнерами, которых он воспринимает как равных. Это, в первую очередь, США, а также Евросоюз. То есть, уже доказавший свою эффективность Женевский формат переговоров.
Именно из-за того, что запросто отказаться перед Вашингтоном и Брюсселем от данных обязательств у Путина не получится, Москва всеми силами старается не допустить этого формата.
Изменение формата и прямое обязательство Путина, а не посла РФ в Украине Зурабова, перед США, а не перед ОБСЕ и Киевом, поспособствует деэскалации ситуации на Донбассе – придаст совсем другой вес документам.
И обеспечит гораздо более серьезный контроль за их выполнением, нежели в случае с Минскими договоренностями.
"Потому что одно дело в Минске подписаться подписью посла своего. А другое – когда уже надо будет отвечать совсем на другом уровне", – констатирует представлявший Украину на сентябрьских переговорах в столице Беларуси Леонид Кучма.
Андрей Миселюк, политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП