"Украинская правда" начинает цикл публикаций из личного архива бывшего Генерального прокурора Виктора Пшонки, найденного в его особняке в окрестностях Киева. Эти документы оказались в распоряжении редакции чуть больше месяца назад, в первые дни после побега Виктора Януковича.
24 февраля неизвестный мужчина позвонил журналисту редакции с предложением ознакомиться с личным архивом бывшего генерального прокурора Виктора Пшонки. Мы согласились, и через некоторое время к нам приехала машина, водитель которой предложил следовать за ним.
Мы отправились вместе с оператором и стримером hromadske.tv. Как оказалось позже, мы направлялись в особняку бывшего Генпрокурора в селе Гореничи – того самого особняка, фотографии из которого позже были выложены в сети, явив миру невиданную роскошь и весьма своеобразный вкус господина Пшонки.
Дом бывшего генпрокурора Виктора Пшонки. Фото автора |
Дом охраняли вооруженные люди, традиционно представившиеся бойцами "Правого сектора". На месте уже работала съемочная группа "1+1", журналисты которого вместе с нами ознакомились и с архивом бывшего Генерального прокурора.
Все документы из дома бывшего Генпрокурора почему-то были снесены в небольшую пристройку на территории имения, где некогда располагалась сауна Виктора Пшонки. Как рассказали ребята в балклавах, частично коробки с бумагами были собраны по дому, а частично здесь и хранились – в сауне.
Портрет Виктора Пшонки |
Всего в двух комнатах стояли шесть довольно вместительных коробок и до десятка объемных папок. Большинство из них составляли обзор СМИ, который, очевидно Гепрокурору готовился ежедневно, и аналитически сводки по уголовным делам.
Среди прочего были материалы по различным "мелким", но резонансным делам. К примеру, полностью была разложена схема рейдерства торгового центра Глобус и расследования по VAB банку.
Документы, найденные в доме бывшего генпрокурора |
Среди бумаг мы нашли личные дела Арсения Яценюка и его партии "Фронт Змин", личные дела некоторых народных депутатов (к примеру на Анатолия Гриценко, депутатов ВО "Свобода"). Отдельно в архиве есть доказательства сотрудничества с Генеральной прокуратурой депутата Сергея Мищенко, известного как автора законопроекта о лечении Юлии Тимошенко, и бывшего майора госохраны Николая Мельниченко, активно дававшего показания по делу экс-премьера.
Впрочем, львиную долю оставшихся документов составляли материалы уголовных дел и аналитические записки, которые условно можно было разделить на две темы – события на Майдане и дело Юлии Тимошенко.
Бумаги по расследованию дела лидера "Батькивщины" валялись практически по всему помещению и проходили красной нитью во всех папках. Отдельно было сложено само уголовное дело – в двух объемных стопках, на каждой из которых сверху лежали листы с надписями от руки "Тимошенко" и "Щербань".
Дело лидера "Батькивщины" в двух объемных стопках, на каждой из которых сверху лежали листы с надписями от руки "Тимошенко" и "Щербань" |
Сфотографировать весь архив нам, к сожалению, не удалось. Охранявшие дом люди дали на ознакомление всего несколько часов. После чего неизвестные люди складывали архив назад в коробки и уносили из дому, утверждая, что все это будет храниться у Правого сектора.
В результате мы смогли провести с материалами около шести часов, стараясь оцифровать то, что на первый взгляд представлялось самым важным. Всего нам удалось сфотографировать около 700 листов, которые удалось рассортировать и обработать лишь недавно. Все эти документы уже скоро будут опубликованы на страницах "Украинской правды".
Мы решили начать с событий Майдана. В первой публикации мы обнародуем две аналитические записки, в которых идет речь о действиях различных органов власти на недавние события и предлагается вариант поиска виновных в массовых акциях протеста.
БОЯЛИСЬ, ЧТО МАЙДАН ПРОСТОИТ ДО АВГУСТА 2014
К сожалению, в нашем распоряжении оказался лишь фрагмент этой записки – из семи разбросанных по коробкам страниц мы смогли собрать лишь 3,4,5 и 7-ю.
Кто именно составлял эти аналитические записки, нам выяснить не удалось. По одной из версий, их автором мог быть один из участников встреч в "ситуативной комнате" на Банковой – Александр Гурбич. Но точных доказательств этого факта нет.
Судя по всему, документ готовился в начале декабря прошлого года сразу после первого разгона Майдана и возбуждения уголовного дела по этому факту. Выводы сводятся к тому, что практически все органы власти проявили слабость и неорганизованность в своей реакции на события на Майдане, и единственной опорой Виктора Януковича должна была стать Генеральная прокуратура.
Министерство образования и науки, по мнению автора записки, фактически благословило студентов на штурмы государственно учреждений.
Минздрав, вместо того, чтобы помогать власти, рассказывал студентам как надо себя вести во время похолоданий. Хотя, в тексте признается, что МОЗ хоть и с опозданием, но все же "отыграл ситуацию с трупом", хотя потом "дал заднюю", сообщив, что эпидемиологическая ситуация в норме.
Отдельно досталось МИДу, который только через месяц высказал свое возмущение вмешательством в дела Украины гражданами иностранных государств.
Натисніть, щоб прочитати весь документ |
Впрочем, самой большой критике подверглись действия МВД, которое не смогло защитить свой "Беркут", и лично министра Виталия Захарченко, который самоустранился от событий и не проявлял инициативу.
Самый красноречивый абзац – критика действий СБУ. Аналитики Генпрокуратуры были возмущены тем, что Служба безопасности оказалось "игроком вне команды" и не смогла не только донести свою позицию до общественности, но даже отстоять собственный спецавтомобиль. Видимо речь идет об инциденте с захваченной машиной СБУ с прослушивающей техникой неподалеку от Европейской площади во время проведения там акции протеста.
На полях абзаца с критикой СБУ неоднократно указывается необходимость контроля за информпространством – "Контроль интернета", "Сбор информации". Отдельно указана необходимость уделить внимание соцсетям.
"Соцсети! Майдан собирается через соцсети", - говорится в пометках на полях.
Натисніть, щоб прочитати весь документ |
Критика СНБО заслуживает отдельного внимания. Судя по тексту, на момент написания записки Андрей Клюев все еще возглавлял Совбез. И если верить авторам доклада, РНБО подвел Виктора Януковича, не поддержав президента.
Более того, заявления главы СНБО и его заместителя Владимира Сивковича об их непричастности к событиям 29-30 ноября только усилили сомнения граждан и утвердили их во мнении, что приказ о разгоне Майдана давали именно они.
Далее идут дифирамбы Генеральной прокуратуре и непосредственно самому Виктору Пшонке, "мощное выступление которого заставило Верховную раду уважать себя и власть".
Натисніть, щоб прочитати весь документ |
На последней странице доклада приводятся риски от продолжения Майдана.
Впрочем, надо отдать должное аналитикам Генпрокуратуры. Еще вначале декабря, когда Майдан еще не успел развернуться, Виктор Пшонка и его окружение справедливо полагали, что центр города может превратиться в сплошной палаточный городок.
Сейчас это может показаться смешным, но в Генеральной прокуратуре больше всего боялись, что Майдан станет плацдармом для годовщины чествования Тараса Шевченко.
Еще один нюанс, который может представлять интерес, состоит в том, что в Генпрокуратуре верили, что Виктор Янукович все еще намерен двигаться в сторону Европы. В записке указано, что Майдан может простоять до марта, июня или даже августа 2014 года – даты возможного подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.
Натисніть, щоб прочитати весь документ |
В качестве реакции на происходящие события предлагалось прекратить взаимное "мочилово" Клюевым Левочкина и наоборот, и начать массированную информационную кампанию в СМИ по дискредитации Майдана. И даже указывалось направление – антизаконное существование Майдана, антисантария, бомжи, кидалы воры и маргиналы.
И тогда же была заложена основа информационной кампании, которую сейчас ведут российские СМИ: о зарубежном финансировании специальных лагерей по подготовке боевиков-националистов.
"О ПОИСКАХ ВИНОВНЫХ В ПРОВОКАЦИЯХ НА МАЙДАНЕ"
Вторая записка примерно того же периода, которая оказалась в распоряжении "Украинской правды", еще более откровенного характера.
В первых абзацах документа автор указывает, что уголовное дело в отношении Попова, Сивковича и Коряка (видимо речь идет все о тех же событиях 29-30 ноября 2013 года) весьма благотворно повлияло на имидж президента. Виктора Януковича перестали упоминать в прессе в связи с разгоном Майдана, а весь негатив перешел на упомянутых чиновников.
Правда тут же справедливо отмечается, что окружение президента не готово брать на себя негатив, который сами и создали. Кого именно имеют в виду авторы – тогда еще главу администрации Сергея Левочкина или главу СНБО Андрея Клюева, не понятно. Но отмечается, что общественное мнение пока не сформировано и предлагается сместить акцент с Клюева на Левочкина и Порошенко. Почему в качестве виновных были выбраны именно они, также остается неизвестным.
Натисніть, щоб прочитати весь документ |
Далее в записке подробно описывается информационная схема смещения этих акцентов. В частности, авторы предлагают обратить внимание общественности на тот факт, что ни замглавы СНБО Владимир Сивкович ни начальник киевской милиции Валерий Коряк не занимались вопросами установки елки. Этим вопросом ведает близкий к Сергею Левочкину глава КМДА Александр Попов.
При этом предлагается провести параллель и указать, что сестра главы администрации Юлия Левочкина, которая контролирует Киевспецтранс также имеет влияние и на коммунальное предприятие Спецкомунтранс. (Дело в том, что главой Киевспецтранса был назначен бывший супруг госпожи Левочкиной – Арсений Новиков)
Далее предлагается насытить информационное пространство информацией о том, какие коррупционные схемы связывают Сергея Левочкина и Александра Попова. Отдельно автор записки предлагает начать общественный дискурс о том, какими мотивами руководствовалась группа Ф. – Л. – П. (очевидно, Фирташ-Левочкин-Порошенко).
В качестве вариантов предлагается напомнить, что любые силовые действия будут осуждены Европой и очевидно толкнут Виктора Януковича в объятия России, а на фоне дестабилизировавшейся ситуации станет возможен захват власти.
Натисніть, щоб прочитати весь документ |
Для придания этой версии общественной легитимности автор документа предлагает вызвать Сергея Левочкина на формальный допрос. При этом указывается, что важен не результат допроса, а сам факт и его обсуждение в СМИ. Оперативным службам предлагается дать поручение о сборе полной хронологии встреч, телефонных разговоров и местонахождения Левочкина в период 29.11.2013 – 03.12.2013 с тем, чтобы найти факты, косвенно подтверждающие правдивость версии о его причастности к разгону Майдана.
Петра Порошенко предполагалось привязать к разгону Майдана через показания Дмитрия Корчинского о событиях на Банковой 1 декабря 2013 года.
Сегодня уже очевидно, что планы Генпрокурора провалились.
Виктор Пшонка не смог стать опорой Виктора Януковича, а его планы по информационной дискредитации Майдана привели к тому, что общественное мнение не только определило весь исход событий последних четырех месяцев, но и продолжает формировать повестку дня до сегодняшнего дня.
В последующих публикациях "Украинская правда" обнародует материалы уголовного дела по событиям 29-30 ноября 2013 года, а также новые документы, в которых изложен детальный план Генеральной прокуратуры по противодействию Майдану силами и средствами целого ряда государственных органов.
В частности, речь шла о планах арестов народных депутатов, депортации иностранных дипломатов и возбуждении тысяч уголовных дел против активистов Майдана.
Передрук матеріалів тільки за наявністю гіперпосилання на www.pravda.com.ua