Чи мав Клінтон інтимні стосунки з Монікою Левінські, Або про важливість формулювання питання в референдумі
В конце ноября Янукович подписал закон "Про всеукраїнський та місцеві референдуми", где довольно подробно описано, что можно и чего нельзя выносить на референдум.
Например, предусмотрительно указано, что нельзя задавать вопросы об амнистии и помиловании. Указано также, кто может инициировать его проведение, как формируются участковые комиссии и тому подобное. Однако совершенно ничего не сказано о механизмах формирования вопросов для референдума.
Между тем, различные формулировки одного и того же вопроса могут привести к качественно разным его результатам.
В 1998 Билл Клинтон был обвинен в сексуальных связях с практиканткой Белого дома Моникой Левински.
В разгар упомянутого скандала, но еще до признания Клинтона, опросный центр Янкеловича задал репрезентативной выборке американцев вопрос: "Имел ли Клинтон интимные отношения с Моникой Левински?" с вариантами ответа: "да", "нет", "трудно сказать".
Такой же опрос был проведен каналом CBS, но только с двумя вариантами ответа – "да" и "нет", без варианта ухода от ответа.
Были получены следующие результаты:
Имел ли Клинтон интимные отношения с Моникой Левински? % ответивших
Да |
Трудно сказать |
Нет |
|
Янкелович |
27 |
42 |
31 |
CBS |
58 |
- |
42 |
Понятно, что среди 42% сомневающихся большинство (31%) считали, что скорее что-то было, чем нет, и если их подтолкнуть к высказыванию мнения, как это было во втором опросе, то они добавятся к тем, кто сказал "да": 27%+31%=58%.
Представьте себе, что, получив такую информацию из социологических исследований, вы можете провести референдум. Если вы хотите убрать президента Клинтона, тогда нужно сформулировать какой-нибудь вопрос типа: "Как Вы думаете, имел ли Клинтон интимные отношения с Моникой Левински и не следует ли отстранить его от занимаемой должности?".
И дать лишь два варианта ответа – "да" и "нет".
Если же вы – Клинтон, и хотите остаться президентом, то вы проводите референдум с вопросом типа "Можете ли Вы сказать, что твердо убеждены, что Клинтон имел интимные отношения с Моникой Левински и на основании этого недоказанного еще факта его необходимо отстранить от занимаемой должности?".
В этом случае, разумеется, должно быть три варианта ответа – обязательно с вариантом "трудно сказать".
Студентов-социологов учат составлять анкеты и формулировать вопросы. Есть множество факторов, которые влияют на результаты опроса, отсутствие или наличие позиции "трудно сказать" – далеко не единственный такой фактор.
Среди наиболее типичных ошибок формулирования вопросов обычно выделяют: тенденциозность формулировки; несбалансированность шкал; неполноту вариантов ответа; наличие двух вопросов в одном; использование двойного отрицания; неверный порядок вопросов или альтернатив в вопросе, который "навязывает" тот или иной ответ; неверное допущение и тому подобное.
И все эти факторы и ошибки можно использовать для манипулирования результатами референдума.
Например, "неверное допущение" означает, что автор вопроса формулирует как само собой разумеющееся то, что неприемлемо для респондента.
Возьмем вопрос: "Какой способ приватизации земли лучше – аукционы или акционирование?" с двумя вариантами ответа (1) аукционы или (2) акционирование.
Может быть, многие вообще против приватизации земли, но при референдуме с таким вопросом, они не имеют возможности это сказать.
Это очень хороший вопрос для тех, кто хочет узаконить продажу земли. К тому же тут нарушено еще одно социологическое правило – нельзя использовать в вопросе понятия, которые многие не понимают.
Ведь в этом случае люди произвольно выбирают один из ответов, причем чаще всего ответ "да" – очень удобно для манипуляции помощью референдума.
Если бы люди отказывались отвечать на непонятные вопросы, то было бы ясно, что вопрос непонятен, но это происходит редко и мало кто готов признать, что чего-то не понимает.
Понятный вопрос не может быть слишком длинным и не может содержать много сложноподчиненных предложений. И так далее.
Как вы думаете, эти правила выполняются при проведении референдумов в Украине?
Пример – первый вопрос "Всеукраинского референдума по народной инициативе 16 апреля 2000 года". Кстати, автор не смог обнаружить описания процедуры, в соответствии с которой народ – инициатор референдума – формулировал эти вопросы, и поэтому можно представить себе что-то вроде коллективного сочинительства "письма запорожцев турецкому султану":
Поддерживаете ли Вы предложения о дополнении статьи 90 Конституции Украины новой третьей частью такого содержания: "Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если Верховная Рада Украины в течение одного месяца не смогла сформировать постоянно действующее парламентское большинство или в случае не утверждения ею в течение трех месяцев подготовленного и представленного в установленном порядке Кабинетом Министров Украины Государственного бюджета Украины", которая бы устанавливала дополнительные основания для роспуска Президентом Верховной Рады Украины, и соответствующее дополнение пункта 8 части первой статьи 106 Конституции Украины словами: "и в других случаях, предусмотренных Конституцией Украины".
Читатель, конечно, хорошо помнит пункт 8 части первой статьи 106 и понимает, почему этот пункт на референдуме поддержало почти 85%, но есть же люди не настолько образованные.
Я, например, честно признаюсь, его совершенно не помню. Более того, к концу вопроса я даже забыл, о чем меня спрашивали в начале, и вряд ли мог бы повторить его хотя бы приблизительно.
Вообще, в этом референдуме результаты были, скорее всего, сфальсифицированы.
Но фальсификация коснулась 4-го вопроса референдума – о двухпалатном парламенте, а на 1-й вопрос подавляющее большинство действительно ответило "да".
Исследования показывают, что люди вообще склонны к ответу "да". А если их спрашивают что-то не очень понятное, со ссылкой на законы, которых они не знают, то вероятность ответа "да" сильно возрастает.
При этом вопросы этого референдума нарушают множество элементарных правил формулирования вопросов, которые изучаются студентами-социологами на 2-м или 3-м курсе.
В социологии, кроме того что социологов учат, в частности, тому, каким смещениям подвергаются ответы людей, на какие вопросы и почему они не хотят или не могут отвечать, как правильно формулировать вопросы, их также и контролируют.
Профессиональные сообщества разработали достаточно эффективные механизмы контроля.
Ведущие социологические компании являются членами профессиональных ассоциаций, которые разрабатывают правила корректного проведения опросов, включая формулировку вопросов, и обеспечивают их выполнение.
Наша компания является, например, членом Европейской ассоциации ЕСОМАР, которая разработала правила, утвержденные Международной торговой палатой.
Согласно этим правилам, запрещено, в частности, использование вопросов, подталкивающих к тому или иному варианту ответа.
Нарушение этих правил приводит к тому, что компанию исключают из организации и из справочника, который используется для проведения тендеров, а это может быть очень серьезным финансовым ударом.
А что же в случае референдумов? Есть ли какие-то правила формулирования вопросов? Есть ли контроль за выполнением этих правил?
В принятом законе я этого не обнаружил. А опыт проведения референдума 2000 года показывает или ужасающую социологическую неграмотность авторов вопросов, или намеренное нарушение всех правил – для получения нужного результата.
Поэтому в законе о референдуме должна быть задана корректная процедура формулирования вопросов. Без этого такой закон может стать либо гранатой в руках обезьяны, либо волшебной палочкой-легитимизатором в руках манипуляторов.
И референдумы будут проводиться не для выяснения воли народа, а для навязывания народу законов, нужных владельцам этой "палочки".
Владимир Паниотто, гененральный директор КМИС, профессор НаУКМА, для УП