Дорога в "Страну васильков"?
Подлинным противником тоталитаризма является человек, который задает вопросы. Вопрос - словно нож, разрезающий полотно нарисованной декорации, чтобы можно было заглянуть, что скрывается за ней.
Милан Кундера
Говорят, что один дурак может задать столько вопросов, что сто умных не ответят.
Иногда так хочется побыть дураком. Может потому, что многое из ныне происходящего понять умом очень тяжело. А может просто для разнообразия - что-то развелось уж слишком много умных в последнее время.
Прошедшие выборы вопросов породили предостаточно.
Сказано про них было за последнее время очень много, и очень по-разному. Заключения наблюдателей тоже варьировались - от восторженных до крайне негативных.
Однако за всей этой массой слов все яснее и яснее ощущаются изменения атмосферы в стране. И дело не только в аномально теплом ноябре.
Внешне вроде бы все по-прежнему. И три варианта "Свободы слова" все также в эфире, хотя две из них переместили поближе к полуночи и подальше от прайм-тайм. И "95-ый квартал", несмотря на все слухи о смене формата и деполитизации, вернулся - хотя и с шуткой про "большого страшного дядьку, который стоит на сцене и смотрит за тем, кто, как и над чем шутит и смеется".
В целом, в столице, отдыхавшей от этих выборов, внешне все было спокойно, если не считать шумных "антимитинговых" ярмарок под стенами ЦВК. Но явные индикаторы надвигающейся смены атмосферы подобрались уже к самым ее окраинам.
Особо показательным примером в этом отношении стал один из районных центров Киевской области, город Васильков.
Те методы и действия, с помощью которых люди, ответственные за подсчет голосов народного волеизъявления, добивались нужного им результата, вызвали "восхищение" даже опытных юристов, прошедших не одну избирательную кампанию. Количество поданных судебных исков на зафиксированные нарушения грозит побить все национальные рекорды, но только толку от этого маловато.
Как и "ожидалось", победу в городе при поддержке партии власти одержал прежний мэр, широко известный не только по установке своим подчиненным - "Среди воров все должно быть по-честному", но и по длинному ряду действий, эту фразу подтверждающих.
Кстати, ролики о специфических методах ведения избирательной кампании его командой достаточно популярны на Youtube еще с 2007 года, хотя, видимо, правоохранительные органы на Youtube не заглядывают...
С учетом обстоятельств, победу старого нового мэра можно назвать вполне справедливой. Что такое в данном случае "справедливость", спрашивать, видимо, бесполезно даже у всей вышеупомянутой армии "умных".
Но несколько других вопросов "от дурака" все же хочется задать.
Интересно, всегда ли в нашей стране действующая власть будет действовать в полной уверенности в том, что она "навсегда", или все-таки есть шанс, что примеры предшественников ее когда-нибудь чему-то научат?
Можно ли быть эффективной оппозицией, имея на вооружении только простейшие истины, которые вызывают коллективные слезы?
В чем цель быстрого и жесткого формирования вертикали и горизонтали власти, если по этим вертикалям и горизонталям не происходит перемещения интеллектуальных сил и отсутствует позитивный эффект для народа?
Если кодекс - это гармонизация законов, то может ли он приниматься в атмосфере насилия и тотальной дисгармонии?
Если срок полномочий народных избранников - "святая воля народа", и не подлежит изменению, почему тогда набор этих полномочий можно свободно менять на протяжении такого срока?
Возможно ли старыми кадрами и старыми инструментами построить "Новую Украину"?
Когда, наконец, на выборах будет важно не то, как считают голоса, а то, как голосуют? И почему мы, как избиратели, не можем абсолютно прозрачно и легально управлять своим голосом так, как, к примеру, своим счетом в банке?
Как ректор университета, который, по словам Анны Герман, "культивирует все то, от чего нужно отказаться Украине, наносит колоссальный вред украинской культуре", оказался в списке кандидатов по мажоритарным округам от Партии Регионов?
В конце концов, сколько еще от имени фракции правящей партии в Верховной раде нас будет мучить "Чечетоплавский" - парламентский аналог персонажа, упомянутого в предыдущем вопросе?
Мой товарищ, известный ресторатор, недавно рассказал мне, что чувствует изменения атмосферы в стране по двум собственным "маркерам" - снова начинают эмигрировать евреи, а в ресторанах громче обычного гуляют "бандиты".
Все мои знакомые евреи пока, слава Богу, никуда не собираются. В рестораны я хожу достаточно редко, и с "гулянием бандитов" тоже пока особенно не сталкивался. Но, тем не менее, родственное с ним чувство тревоги не покидает и меня.
P.S. И напоследок, наверное, самый риторический вопрос - интересно, читает ли эти статьи кто-то из представителей властных коридоров, или это переписка друг с другом?