Гудбай, Ленин?
22 апреля пролетарскому вождю Ульянову-Ленину стукнуло 140 лет. Бывший кумир миллионов вновь оказался в центре внимания, но, похоже, ненадолго. Нынешний юбилей напоминает лебединую песню Ленина, последний всплеск интереса к Ильичу перед окончательным забвением.
Картавого революционера спроваживают в Лету не идейные противники, проклинающие Октябрьский переворот и красный террор. Нет, вероломный удар в спину вождю нанесли украинские коммунисты, облюбовавшие другого, более авантажного героя - товарища Сталина-Джугашвили.
Накануне ленинского юбилея ньюсмейкеры КПУ не столько вспоминали Владимира Ильича, сколько рассуждали о будущем памятнике Иосифу Виссарионовичу. Чувствуется, что скандальное действо в Запорожье интересует коммунистов гораздо больше, чем торжества по случаю 140-летия Ленина.
Партийный златоуст Леонид Грач вообще мечтает о "новом Сталине", который наведет порядок, не позволит олигархам воровать, сошлет коррупционеров на остров Змеиный и будет снижать цены на продукты.
Характерно, что Ильич в развернутом интервью Грача не упомянут ни разу.
Напористый Джугашвили безжалостно вытесняет Ульянова из информационного пространства, и подобная тенденция наблюдается не только в Украине.
"В течение семи десятилетий советской власти главным мифом страны был миф о Ленине - как о вожде мирового пролетариата. И вдруг Ленин куда-то исчез - сегодня Сталин его полностью собой затмил", - констатируют российские СМИ.
Почему же украинские левые променяли Ленина на Сталина? При ответе на этот вопрос не обойтись без небольшого идеологического обзора: нужно понимать, что представляет собой левое движение в нашей стране.
Под именем "левых" в Украине скрываются махровые консерваторы-традиционалисты. Их опора - не марксистко-ленинские химеры, а ностальгия по реальной Советской империи.
Электорат "левых сил", сосредоточенный на Юго-Востоке страны, предпочитает консервативные ценности - стабильность, порядок, общественную мораль, геополитическую мощь.
Марксистская идеология близка ему лишь постольку, поскольку официально декларировалась властями покойного СССР. Серп и молот для него - отнюдь не эмблема рабочих и крестьян, а символ былого имперского величия.
В веймарской Германии люди подобного ментального склада ностальгировали по благословенным временам кайзера, в межвоенной Австрии вспоминали старых добрых Габсбургов, а в Советской России 1920-х годов тосковали по царскому режиму.
В западных регионах Украины такие граждане поддерживают собственных консерваторов - партии типа УНП или Народного Руха.
Конечно, в Украине встречаются и настоящие леваки, способные отличить Дьердя Лукача от Герберта Маркузе. Но это законченные маргиналы, не имеющие никакого влияния на массы и политического веса. Что же до официальных левых, то они весьма далеки от того, что подразумевают под левым движением в цивилизованном мире.
В просвещенной Европе трудно найти левых сторонников смертной казни, левых милитаристов, левых гомофобов, левых поклонников Путина, войны в Чечне и бомбардировок Гори.
Для отечественных "левых" это норма. Оно и понятно: в Советской империи преступников исправно ставили к стенке, половых извращенцев преследовали, бравые солдаты бряцали оружием, ну а суровый Владимир Владимирович - успешный продолжатель геополитических традиций СССР...
Итак, в Украине нет левых сил - у нас есть консервативные силы Юго-Востока. Осознание этого простого факта позволяет объяснить вещи, которые на первый взгляд кажутся совершенно парадоксальными.
Почему сторонники КПУ не считают предательством альянс украинских коммунистов с олигархами-регионалами? Каким образом коммунистические принципы уживаются с поддержкой Московского патриархата? Как Партия регионов, буквально нашпигованная буржуями, стала электоральной наследницей Компартии в юго-восточных регионах Украины?
Безусловно, левый лидер, заигрывающий с олигархами и реакционными попами - это нонсенс. Но для консервативного политика сотрудничество с крупным капиталом и православный фундаментализм вполне естественны.
Разумеется, левые избиратели никогда бы не поддержали партию денежных мешков, каковой является ПР.
Но псевдолевый электорат украинских коммунистов - совсем другое дело. Если Партия регионов кажется более перспективным реаниматором Империи, чем дряхлая КПУ, почему бы не переориентироваться на Януковича и компанию?
Проясняется и немаловажный идеологический вопрос: отчего товарищ Ленин не выдерживает конкуренции с товарищем Сталиным. Все очень просто. Картавый вождь на броневике - идеальный герой для восторженных леваков, но на кумира консерваторов Ильич не тянет. Его деструктивная революционная деятельность имеет мало общего с имперским величием и заветной стабильностью, по которым тоскуют украинские "левые".
Строгий ленинский лик дорог им как часть советского монументального наследия, но не более.
Зато Иосиф Виссарионович - настоящий кладезь консервативных добродетелей. Сталин - это железный порядок и золото офицерских погон, индустриальные гиганты и величественные дворцы-высотки, победа в Отечественной войне и борьба за русские приоритеты в науке, преследование безродных космополитов и сотрудничество с Православной Церковью, геополитическая мощь и атомная бомба...
Словом, все, о чем только может мечтать убежденный консерватор-традиционалист.
Неудивительно, что усатый вождь уверенно теснит своего лысого предшественника. Культ Ленина на просторах бывшего СССР поддерживается по инерции, вяло, без особого энтузиазма.
Что поделаешь: фигура взбалмошного революционера-разрушителя явно диссонирует с патриархальными ценностями постсоветских коммунистов и их сторонников. Напротив, деспотичный государственник Сталин отлично вписывается в консервативный дискурс, и функционеры КПУ это чувствуют.
Забвение постигло бы товарища Ленина еще раньше, если бы на помощь картавому бунтарю не пришли радикальные украинские националисты. Идейные ненавистники не оставляют в покое вдохновителя пролетарской революции - то отобьют гранитному Ленину нос, то выжгут металлическому вождю звезду на лбу.
Националистические атаки порождают ответную реакцию - "Ильича в обиду не дадим!" Условно левые силы поневоле вспоминают, что Ленин - неотъемлемая часть советской мифологии, что его нужно защищать от вражеских нападок и поднимать на щит.
Но боюсь, что даже пиар-поддержка со стороны вандала Коханивского и Ко не поможет Ильичу выиграть неравный бой с Виссарионовичем.
140-летний юбилей Ленина пропустить нельзя, и отечественные коммунисты дисциплинированно отбывают номер. Вождь Октябрьского переворота получит свою долю дежурных комплиментов. Но затем ленинский чемодан без ручки, доставшийся коммунистам в наследство от СССР, запрячут подальше. КПУ и ее электорату будет не до Ильича.
Очень скоро украинские "левые" ввяжутся в настоящую идеологическую битву и будут защищать ценности, которые действительно дороги их консервативным сторонникам: победу Империи над германскими полчищами и несравненного генералиссимуса Иосифа Виссарионовича. Монумент усатому диктатору в Запорожье наверняка спровоцирует целую серию скандалов. Нетрудно спрогнозировать, что одним памятником дело не ограничится - со временем появятся и другие. Сталинский культ - поистине золотая жила для Компартии и ее конкурентов, работающих на том же электоральном поле.
Good Bye, Ленин! Hello, Дядюшка Джо!