Гуманітарний симулякр
Европа, XVII век. Эпоха первоначального накопления капитала. Каждый зарабатывает капитал, как может. Лишенные воображения зануды налаживают товарное производство и возятся с мануфактурами.
Оборотистые умники поступают иначе: закупают грошовые побрякушки и отправляют это добро новооткрытым туземцам, чтобы получить взамен полновесное золото. Затрат минимум, прибыли максимум.
В Украине XXI столетия схожую роль выполняет гуманитарная политика. В наших условиях нелегко нажить политический капитал, занимаясь экономическими реформами, совершенствованием правовых механизмов или другим хлопотным делом.
Гуманитарные инициативы - вот уникальная возможность получить максимальный профит при минимальных усилиях. Любое действие на гуманитарной ниве порождает непропорциональный, гипертрофированный эффект. Несколько публичных заявлений, один росчерк пера - и многомиллионная страна бурлит!
Если простодушный туземец превращал блестящую побрякушку в священный амулет, то украинский абориген создает иррациональные фетиши с такой же завидной легкостью.
Сакральное значение приобретает язык, используемый в другом регионе страны, или давно усопший исторический деятель. Например, решение Донецкого окружного админсуда по Бандере вызвало ничуть не меньший общественный резонанс, чем вердикт КС о формировании правящей коалиции, хотя речь идет о совершенно несоизмеримых вещах.
Все это отлично понимает успешный гуманитарный негоциант - господин Табачник.
За какой-нибудь месяц министр образования и науки стал культовой фигурой, уверенно оттеснив на задний план своих коллег по Кабмину. Возмущенные национал-патриоты обеспечивают Дмитрию Владимировичу бесплатный и весьма эффективный пиар.
Яростная кампания против коварного "украиножера" сделала Табачника своеобразным знаменем Юго-Востока. Жители Донбасса и Крыма могли бы найти героя и посимпатичнее, но старый добрый принцип "назло врагу" срабатывает безотказно. Чем громче национал-патриотические филиппики в адрес Табачника, тем быстрее растет популярность скандального министра на противоположном идеологическом полюсе...
Конечно, гуманитарная политика последних лет была далека от идеала и вызывала вполне справедливые нарекания. Критикуя своих оранжевых предшественников, регионалы декларируют умеренный и взвешенный подход. Толерантность, либерализм, отказ от ломания через колено и навязывания спорных ценностей, широкая культурная автономия регионов, свободный выбор языка, конфессии, исторических героев - на словах все это звучит достаточно привлекательно.
Украине с ее региональными различиями и сложной историей действительно противопоказан жесткий государственный диктат в гуманитарной сфере.
Пожалуй, оптимальным вариантом стал бы перенос небезызвестного экономического принципа Laissez-faire на гуманитарную почву: минимизированное вмешательство государства в деликатные вопросы языка, истории, религии. При этом госчиновникам уготована роль скромных ночных сторожей, которые не поучают деятелей культуры, не лезут в церковные дела и не вмешиваются в работу ученых-историков.
Да вот незадача: первые шаги новой власти имеют мало общего с разумным невмешательством. Совсем наоборот! Гуманитарная сфера напоминает растревоженный муравейник, громкие скандалы следуют один за другим, а их ретивый виновник пребывает в центре внимания.
Конечно, у господина Табачника и его коллег есть благовидное объяснение: дескать, необходимо исправить гуманитарные перекосы, допущенные прежней властью.
Но, во-первых, оранжевые перегибы необязательно устранять в столь демонстративной и провокативной манере, а во-вторых, этот процесс не может продолжаться долго. Что будет потом? Умеренность, плюрализм, толерантность, естественный баланс?
При либеральной гуманитарной политике, анонсированной новыми властями, Табачнику и Ко очень скоро пришлось бы свернуть бурную деятельность и уйти в тень.
Это означает сознательный отказ от ньюсмейкерства и скандальной славы. Это потеря внушительной армии поклонников, выясняющей отношения с армией ненавистников. Это невозможность имитировать великие свершения при минимальных усилиях.
Иными словами, взвешенная политика нивелирует все преимущества благодатной гуманитарной сферы. Почему-то не верится, что власть предержащие способны пожертвовать очевидными выгодами ради примирения Украины.
Если пассажиры требуют привести лодку в движение, их наказ можно выполнить двумя способами: усердно грести вперед или же просто раскачивать плавсредство из стороны в сторону. В свое время президент Ющенко сотоварищи предпочли второй путь, так как первый оказался им не по силам. А что выберет новая власть?
Регионалы обещают стране масштабные реформы. Но и Виктор Андреевич, пришедший на Банковую, искренне жаждал преобразить Украину и мнил себя великим реформатором.
К сожалению, его идиллическая мечта - царь-батюшка отдает приказы, и страна превращается в конфетку - оказалась недостижима. Досадные провалы 2005-2006 годов побудили ВАЮ обратиться к любимой и комфортной гуманитарной сфере, где судьбоносные свершения делаются одним росчерком пера.
Выяснилось, что построить новую Украину не так уж сложно. Вместо европейской интеграции - Роман Шухевич, вместо экономических реформ - Голодомор, вместо борьбы с коррупцией - форсированная украинизация, вместо энергетической безопасности - Конотопская битва...
На первых порах иллюзия великих преобразований захватила не только Виктора Ющенко, но и значительную часть украинского общества. При этом едва ли не главным индикатором успеха служила негативная реакция сограждан: коль скоро зловредные "совки", "януковичи", "малороссы" и прочие нехорошие люди скрежещут зубами, значит, мы движемся вперед и побеждаем!
Активизировав гуманитарную политику, украинское руководство получило симулякр бурных реформ в условиях тотальной стагнации. Страна увязла в болоте, но многие украинцы искренне радовались иллюзорным победам.
Увы, очень некстати вмешалась глобальная рецессия: экономический крах спустил Украину с небес на землю, предопределив фиаско правящей команды.
Новая власть без устали повторяют заветную мантру: "Мы не похожи на оранжевых банкротов, мы профессионалы и умеем работать!" Но, помнится, излюбленная оранжевая мантра "Мы не похожи на проклятых кучмистов, мы демократы и европейцы!" почему-то не приблизила Украину к Европе.
Наши политики отличаются друг от друга фирменными лозунгами, но их роднит вера в чудодейственную силу этих лозунгов, в способность звучных мантр заменить реальные дела.
Допустим, с анонсированными реформами у бравых донецких парней не сложится. Как быть тогда?
Гуманитарный симулякр поможет компенсировать отсутствие видимых достижений и сохранить электоральную поддержку на Юго-Востоке. Неудачи правительственной команды придется отыгрывать на гуманитарном фронте - демонстративными шагами по укреплению "славянского братства", возрождением советской исторической мифологии и т. д.
Тут уж не до примирения Востока и Запада: основным критерием успешности станет негодование половины страны. Раз проклятые "бандеры", "галицаи" и "оранжевые фашисты" злобствуют - значит, мы на верном пути...
При известных обстоятельствах гуманитарный реваншизм может стать главным козырем новой власти. Поднимать страну из руин - слишком трудная и неблагодарная задача. Соблазнять электорат блестящими побрякушками гораздо проще и дешевле.