Тонкий мир идей

П'ятниця, 3 липня 2009, 14:36

"Дефицит сторонников", который сегодня переживают украинские партии, является следствием дефицита куда более серьезного – идеологического. "Эйдосы и логосы" воспринимаются нашими политиками как философская блажь, без которой вполне можно обойтись.

У такого отношения есть своя причина. Сегодня членство в политической партии не рассматривается, как возможность заниматься вопросами развития страны. Базовый мотив членства – получить доступ к материальным ресурсам Украины.

Начиная строить партийную карьеру, человек надеется, что через сколько-то лет, ценой определенных усилий и интриг, он дойдет-таки до чиновничьего кресла. И тогда уже возьмет свое сполна.

На этом пути встречаются приятные бонусы. Например, выборы, когда центральный штаб проливается денежным дождем, и можно "освоить" часть отведенного для избирательной кампании бюджета.

Мотивы как они есть

Какими же должны быть истинные мотивы членства в партии?

Во-первых, первым мотивом должна быть все-таки идея – если она привлекательна, то возникает естественное желание ее разделить. Во-вторых, понимание того, что партийная карьера – единственный легитимный способ попасть во власть, где эту идею можно реализовать.

Но этот мотив сегодняшней властью тщательно контролируется. На самом деле, у нового поколения нет возможности, начав карьеру "снизу", попасть в верхушку государственного аппарата.

В стране образовался "поколенческий тромб": захватившие власть люди консервируют систему так, чтобы у молодых не было шансов их потеснить. Переход от пропорционально-мажоритарной системы выборов к ччисто пропорциональной, являлся, по сути, очередным шагом, делающим выборы более управляемыми. В пользу уже существующих игроков, разумеется.

Сегодня, пришедшего в большинство украинских партий молодого и энергичного человека, сразу отправят "набираться опыта", точнее заниматься какими-нибудь малозначительными рутинными делами.

Руководить им станет недалекий функционер, а само нахождение под его началом уже будет унизительным. Набравшись такого "опыта", активист незаметно растеряет весь свой энтузиазм и сам превратится в функционера. И силы, которые хотелось направить на благо страны, уйдут на внутрипартийные интриги.

Воистину, это драма поколения 25-35-летних! Поколенческий тромб государственного организма не оставляет шансов молодым "послужить Родине". Да и непросто сохранить светлые идеалы, наблюдая, как твои однопартийцы паразитируют на государстве.

Возникает вопрос: а как же тогда приходить во власть новому поколению?

Из партийной карьеры должна исчезнуть ущербная система интриганства и функционерства. Только когда человек видит прозрачную схему и понимает, что продвижение по партийной лестнице зависит от его усилий, а не чьих-то "нашептываний", тогда у него возникает мощный стимул для работы.

Идеология

В Украине нет идеологических партий. Настоящая политическая партия – это инструмент взращивания элиты из людей с амбициями государственных управляющих.

Политические партии должны вести смыслообразующие работы, направленные на формирование будущего страны, ее развития. Именно партиям положено генерировать то, что мы привычно называем "национальной идеей".

О национальной идее в Украине говорят с момента обретения независимости, и тема уже приобрела налет интеллектуальной спекулятивности. С одной стороны, считается, что национальная идея – это нечто иррациональное и трудноуловимое. Что-то что нужно искать и обрести в мистическом прозрении.

С другой стороны, это словосочетание тут же вызывает ассоциируется с кондовым национализмом, на манер "Українці – це протоарії і санскрит – то праукраїнська мова".

Проблема в том, что такие утверждения, не подкрепленные серьезными работами (исследовательскими и пропагандистскими), выглядят лубочной шароварщиной и только отдаляют нас от цели – создания сильного и эффективного государства.

На самом деле, национальная идея – это не откровение. Ее создание – комплекс тщательных проектных работ.

Национальная идея должна обладать несколькими характеристиками. Во-первых, она должна быть адекватной времени и месту, соответствовать страновым архетипам.

Глупо мнить себя нацией завоевателей, например, если история доказывает обратное. Выглядит красиво, но, не обладая моральными и историческими аргументами "за", будем выглядеть смешно не только в глазах цивилизованного мира, но и в своих собственных.

Во-вторых, фундаментом национальной идеи должна быть национальная утопия.

Сегодня понятие "утопия" имеет некий негативный оттенок – как нечто свойственное досужим мечтателям. На самом же деле, если у нации нет собственной утопии (а еще лучше, конкуренции утопий) – она обречена на проигрыш в цивилизационной борьбе.

Утопия – это форма работы с будущим, один из способов его создания. Значимые достижения и необходимые для этого сверхусилия, возможны тогда, когда у нации есть своя мечта, точка в будущем, к которой прикладываются усилия.

Как бы это странно не звучало, но только наличие достойного будущего обеспечивает достойное настоящее (а не наоборот).

В Украине на государственном уровне с будущим никто не работает. Понятно, существующие политические партии – это бизнес-кружки, а политики – это не государственные мужи, а прослойка "фарцовщиков" конца 1980-тых, волею судьбы вознесшихся к вершинам власти.

На бытовом уровне наличие у страны утопии демонстрирует расцвет научной фантастики. Примером тому США, СССР, Япония.

Этот жанр, являясь адаптацией утопий для массового сознания, демонстрирует образ желаемого будущего. Только у стран, занятых своим будущим, "корабли бороздят просторы вселенной".

Увлечение современных России и Украины не научной фантастикой, а фэнтези, демонстрирует упадок стран – от образа будущего к бегству в прошлое.

Из чего исходить в создании украинской национальной идеи? Прежде всего, из географического положения и нашего возможного "цивилизационного вклада".

Как успешная нация, мы можем состояться только в эффективной геостратегической игре. И это не амбиции, а данность. Мы мечтаем о "хате с краю", но будучи "разорванными надвое" между Европой и Азией, не имеем ни одного шанса исповедовать политику неучастия.

Рано или поздно бездействующую Украину сметет одна из этих двух цивилизаций (или обе), и с независимостью придется попрощаться. Не стоит обольщаться тем, что этого не произойдет потому, что этого не произошло за 18 прошедших лет – это слишком малый срок для подобных трансформаций.

Не стоит думать, что этого не произойдет в принципе – "объект Украина" находится в орбитах двух гораздо более мощных, чем он сам, систем. И если перестать балансировать – постоянно и филигранно – объект утратит свою собственную орбиту.

Отсутствие у лидеров страны "плана на будущее" толкает нас в эту пропасть – власть не может соразмерять логику своих действий с долгосрочными интересами Украины. Потому что у нее полностью отсутствует представление об этих интересах.

Также требуется осознать, какую цивилизационную работу для мира должна проделать Украина. Сегодня человечество подошло к последнему рубежу. На повестке дня – нахождение эффективных способов сосуществования людей на планете при нарастающем дефиците ресурсов.

А отсюда и то "обязательство", которое стоит перед каждой нацией, претендующей на успех: найти и выполнить свою часть работы во имя общего цивилизационного блага.

Как бы нам не навязывали образ "ущербных" – этот образ не наш. Да, сегодня Украина – это довольно отсталая, на фоне соседей по региону, страна, мечущаяся в поисках самоопределения.

Нас не считают за равных, мы – "фрики Европы". Но в этой слабости поразительным образом заключается наша сила. Мы не связаны тысячами норм Европейского Союза. Здесь, на площадке первой по величине европейской страны, можно создать инновационный центр со своими правилами.

Например, "углеводородная бедность" просто толкает нас к разработке альтернативной энергетики. У нас нет таких мощных "нефтяных лобби", как в ЕС, и начав работы в этом направлении, на нас, сначала, даже не обратят внимания.

Наша "маргинальность" на несколько лет развязывает нам руки, по прошествии которых, можем сформулировать новые правила. И миру не останется ничего другого, как их принять. Ведь ресурсы традиционной энергетики вырабатываются – постепенно, но неумолимо.

Украина, обладающая необходимым потенциалом (как природным, так и промышленно-интеллектуальным, оставшимся от советской империи), вполне способна сделать такой рывок.

Более того, насколько привлекательна подобная "площадка" для тех ученых, которым "углеводородные лоббисты" закрывают возможность работы на родине?

Однако важна не только идея, но и способ ее продвижения. Идея обязана быть "пропагандистски употребимой", упакованной в книги, фильмы, статьи, лекции…

Книга "Национальная идея Украины" должна стать бестселлером и читаться на одном дыхании. Мысль, которую должен выносить читатель, перевернув последнюю страницу: "Я хочу жить в такой стране".

Можно ли написать такое вовлекающее произведение? Да. Почему этого не происходит сейчас? Потому что партии относятся к этой деятельности формально, "под выборы".

Есть такой тренд – иметь книгу. Значит, пишем "План развития страны", чтобы было, что показывать журналистам. Содержанием таких планов никто не "заморачивается", поскольку никто не собирается их выполнять.

Упомянутая книжка Инны Богословской – абсолютно нудная предвыборная тягомотина, читая которую видишь, как штабные райтеры через силу "нагоняли объем".

И хотя там есть несколько адекватных мыслей, они не проработаны – видно, что заказчик не очень интересовался судьбой этого плана по окончании избирательной гонки.

Поэтому максимум, на что способны нынешние украинские партии – это придумать пару звонких слоганов, маскируя ими отсутствие реального содержания собственной деятельности.

Подытожим. Необходимо создать такую политическую партию, которая станет действенным механизмом прихода во власть для контр-элиты. Это возможно в том случае, когда у партии есть идеология, которую разделяют не только ее члены, но и просто сторонники.

Организационная структура и идеология, как скелет и мышцы – без одного не работает другое. То и другое надо строить и наращивать, а это требует усилий и времени. И до тех пор, пока партстроители будут создавать "предвыборные проекты", ситуация не изменится. Антинародный класс будет править Украину.

 

Дмитрий Бушуев, социальный проектировщик, социально-инжиниринговое агентство "Гадай.Ком", для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Головне на Українській правді