Еліта, якої немає. Або: Про деякі практичні аспекти зміни влади в Україні
Если бы кризиса не было, его стоило бы придумать.
Эта банальная фраза является отличной отправной точкой для размышлений о дальнейшей судьбе Украины. Кризис предельно четко обнажил то, о чем большинство из нас не хотело задумываться всерьез. Мы чувствовали, что в последние годы развитие государства идет не так, но надеялись, что все как-нибудь образуется. Само.
Мировой экономический кризис, сотрясающий систему украинской власти и страну в целом, показывает – само ничего не образуется. Если даже в условиях такого вызова правящая верхушка не может отвлечься от своих дрязг и заняться государственными стратегиями, значит эти клетки организма слишком больны. Их не надо лечить, от них необходимо избавляться.
Украинская политическая элита пугающе не соответствует времени, стране, предназначению. Причем, речь не идет об "оранжевых" или "бело-голубых". Это деление в действительности не значит ничего: за разными цветами стоит одна сущность – разложение и неадекватность.
Если бы не мировой кризис, нынешняя система могла бы существовать еще достаточно долго. С горем пополам, но – в условиях относительной внешней стабильности годами можно удерживать рычаги госуправления в своих руках. Используя время для личного обогащения и удовлетворения амбиций.
Однако сегодняшние экономические потрясения срабатывают как катализатор – исподволь вызревающее народное недовольство начинает бурлить интенсивной химической реакцией. Можно поблагодарить кризис за то, что он ускоряет процессы, которые и так были неизбежны.
Социальный барометр четко отражает доминирующие умонастроения – "Геть усіх!" и "Достали!" – вот лозунги нашего времени.
Все ощущают, что власть пора менять. Никто не понимает, как это делать.
Поднявшиеся на волне кризиса "молодые и дерзкие" тщательно скрывают свою растерянность. Где сегодня Юрий Романенко, создатель "Манифеста среднего класса"? Несколько игровых акций, несколько поездок по регионам – и полное отсутствие понимания, что дальше. Насколько это приблизило новых людей к власти? Ни насколько.
Плохо в этой ситуации то, что энергия выливается в спорадические бессмысленные действия. Несколько "флешмобов" не дающих никаких результатов – и энтузиазм большинства пропадает напрочь.
Мелкое социальное бурление ничем не заканчивается – весь пар уходит в гудок. Несостоявшиеся революционеры расходятся по домам. Всем спасибо, все свободны.
Очевидно: силы, претендующие на роль новой элиты, абсолютно не представляют, как действовать. Взятие власти представляется им чем-то вроде выигрыша в лотерею. Обуздать волну и влететь на ней в коридоры парламента. Чистой воды фантазия.
Представим себе такое развитие событий: сегодня находятся честные благородные люди, желающие спасти страну. Они собираются в партию или движение. Тут же начинается формирование списков, "выборы гетьмана", партийные съезды, прочее.
Идеологии и стратегии действий нет – близятся выборы и как-то "не до того". Нет и денег на кампанию – на самофинансирование партия не выходит, спонсоры раздумывают, стоит ли связываться с "молодняком". Выборы партия, конечно, проигрывает. И навсегда исчезает с политического горизонта, как до этого уже исчезли десятки других.
Даже если предположить нечто совсем фантастическое – наличие доброго спонсора и команды, которая выходит на ринг прямо сейчас … С чем? Что она предъявит миру, кроме традиционного "Україні потрібні зміни"?
Скорее всего, получится что-то вроде Команды Озимого Поколения на новый лад – огромные затраты и феноменальный результат в 2,02 процента. Таких не берут в парламент.
Несколько слов в защиту мира
Следует ли прибегнуть к насильственной смене элит, раз законные способы оказываются такими труднодоступными? Вряд ли. Какой бы благоприятной для бунта не казалась сегодня ситуация, она выглядит таковой лишь на первый обывательский взгляд.
Да, власть грызется внутри себя и об эффективном управлении государством не идет и речи. В стране случаются прецеденты "стачкомовской самоорганизации" – например, в Херсоне, где рабочие захватывали завод, а потом и здание обладминистрации. Кажется, что момент, как никогда, способствует вооруженному восстанию.
Но! Попробуем взглянуть на происходящее трезво.
Когда любая система чувствует внешнюю угрозу, она мгновенно забывает о существующих внутри нее противоречиях. И мобилизуется для того, чтобы дать отпор врагу.
Можно быть уверенным: в случае возникновения угрозы насильственного свержения, нынешняя властная верхушка мгновенно забудет о своих конфликтах. И встанет плечом к плечу, как в свое время на Майдане.
Также не стоит думать, что представители так называемой "оппозиции" выйдут с народом на одну сторону баррикад. Хотя бы потому, что регионалы сами являются "хорошо упакованными" олигархами, заинтересованными не в социальной справедливости, а в прибыльности своих шахт и заводов. В основном, за счет дешевой рабочей силы.
"Оппозиционеры" прекрасно понимают, что полная смена политической элиты – это конец и им тоже. Поэтому ситуативно они, конечно же, объединятся со своими "идейными противниками" в случае серьезного народного мятежа.
Осталось довести эту картинку до логического завершения. Против мятежников будут брошены силовые структуры государства. Пусть кто-то откажется "стрелять в людей". Тогда он просто останется в казармах.
Кстати, скорее всего, это будет армия, состоящая из простых ребят-срочников. Но для подавления такого восстания хватит нескольких спецназовских батальонов, хорошо экипированных умело выполняющих приказы.
Для них несколько тысяч человек – это так, раз плюнуть. Причем, "несколько тысяч" – это еще достаточно оптимистичный количественный показатель. Давайте подумаем, сколько людей всерьез готово поддержать бунт – не стояние под музыку на Майдане, а вполне конкретные силовые акции?
Готовых умереть?
Вряд ли их наберется много. Даже "Братство" Дмитрия Корчинского, которое уже не первый год активно использует радикальную риторику, с трудом наскребает горстку боевиков на свои перформансы. Да и то, преимущественно из молодежи, нуждающейся, в силу возраста, в подобной "активности на свежем воздухе".
У вас еще остаются иллюзии? Хорошо, прикинем, у скольких сегодняшних "молодых и дерзких" есть опыт уличных боев? Захвата и удержания зданий? Изготовления взрывчатых веществ? Ухода от преследования? Вряд ли такой опыт окажется хоть у десятка-двух участников. Нетрудно предположить, чем закончится их бравое выступление против регулярных силовых частей.
Не стоит забывать и о сопутствующих моментах гражданских конфликтов – комендантском часе, бандитизме, мародерстве… Это неизбежные спутники любой насильственной трансформации строя. Подавление мятежа – отличное оправдание для ограничения прав и свобод граждан, новой экспроприации и чисток. Для властей. И отличная возможность разгуляться – для преступности.
Страна окажется даже не в 1990-тых. Мы будем отброшены в 1918-ый год – во время гражданской анархии и центробежных процессов…
Стоит ли говорить о том, чем это чревато для страны, которой и так постоянно внушают мысль о разнице востока и запада? Система слишком шатка для того, чтобы она могла выдержать такой поворот событий.
Не слишком завидный итог почти двух десятилетий независимости.
Партийный практикум
Очевидно, нужен другой путь. Какой?
Создавать действительно функционирующую партию. Казалось бы, такой ответ слишком очевиден. Более того, разве в Украине уже не зарегистрировано более полутора сотен партий?
Зарегистрировано, но это – муляжи. Полностью идентичные настоящим партиям, только не работающие. Кстати. Мы привычно называем партии предвыборными или политическими "проектами", понимая, что их возникновение/активизация продиктовано приближением очередных выборов.
И все. Никто не мыслит категориями "длинных" страновых стратегий. Некие квази-работы в этом направлении предъявляются – таково "требование времени", существующий сегодня тренд. Но дальше фиктивного демонстративного продукта дело не заходит.
Кто знает хоть одно положение "Украинского прорыва" от Юлии Тимошенко? Кто, читая "План развития страны" от партии "Вече", не ловил себя на том, что книга писалась впопыхах, специально для избирательной кампании? Как бы не настаивал авторский коллектив на двухгодичной работе, в которую были вовлечены "тысячи граждан Украины".
И так повсюду. Политические силы давно не выражают интересы какой-либо части общества, являясь "вещами в себе". И, соответственно, не создают программ, которые собираются выполнять.
С чего начинать строительство настоящей партии? Очевидно, со сверхидеи. Необходимо понимать, что говорить другим. Но чтобы сказанное звучало убедительно, нужно верить в это самому.
Именно из сверхидеи рождаются атрибуты партии – идеология, программа, манифесты. Именно желание достигнуть этой "idea-fix" заставляет выполнять заявленное.
Наличие сверхидеи нужно не только для "внешних", но и для "внутренних" целей. Она скрепляет сторонников, за нее можно пожертвовать жизнью (пусть и гипотетически). Хотя обычно требуется "жертва" гораздо более прозаичная – деньги.
Готовность платить хоть и небольшие, но регулярные членские взносы, свидетельствует о подлинной, а не формальной вовлеченности в жизнь партии. Это отличный индикатор – вряд ли стоит ожидать значимых действий от человека, который не готов поддерживать свою идею несколькими десятками гривен в месяц.
Партия на "самообеспечении" не только обретает необходимый для действия ресурс. Она перестает нуждаться в инвесторах. А значит – может действительно реализовывать свои задачи. Не превращаясь в управляемую куклу с ярлыком продажности.
Собственно, это то, чего катастрофически нет у всех "проектов". Возникая "под выборы" они физически не имеют времени подумать о том, что же говорить городу и миру; не могут сформировать автономных систем жизнеобеспечения.
Зачастую единственная идея, которая объединяет участников – это идея совместного заработка. Тратить силы на создание какой-то идеологии, когда вот они, выборы – "на це немає часу". Так получается еще один муляж. Как уже было сказано выше, без шансов на долгую жизнь.
Дмитрий Бушуев, социальный проектировщик социально-инжинирингового агентства "Гайдай.Ком", для УП